МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для «Дипломатического ежегодника 2012» «Мир в эпоху перемен: приоритеты внешнеполитической деятельности Российской Федерации»

159-30-01-2013


2012 год запомнится как период усиления неравномерности глобального развития, роста международной нестабильности. Продолжал бурлить регион Ближнего Востока и Северной Африки. Самую серьезную озабоченность вызывало развитие ситуации в Сирии и вокруг нее. В регионе чуть ли не ежедневными стали террористические акты, бесконтрольно распространяется оружие, происходит инфильтрация боевиков, в том числе в сахаро-сахельской зоне. Последствия событий в Ливии ощущаются в Мали. Очень тревожным звонком стал захват заложников в Алжире.

К сожалению, не удалось серьезно продвинуться в решении проблем нераспространения оружия массового уничтожения. Речь идет о ситуации вокруг иранской ядерной программы, ядерной проблеме Корейского полуострова, положении дел с созывом Конференции по вопросу о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Проявилось стремление вновь полагаться на фактор силы, решать собственные проблемы за счет других. Непросто обстояли дела в мировой экономике, особенно в еврозоне. Продолжался поиск вариантов преодоления последствий глобального экономического кризиса.

Очевидно, что мир переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил, турбулентностью в сферах экономики, политики, в целом в международных отношениях.

В этих условиях Россия стремилась проводить ответственную внешнюю политику, нацеленную на надежное обеспечение ее национальных интересов, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и стабильности, урегулирования конфликтов путем поиска разумных компромиссов.

Приоритеты внешней политики России были неоднократно изложены в выступлениях Президента Российской Федерации, в его статье «Россия и меняющийся мир», в Указе Президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 года и затем в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года.

В основе наших действий по-прежнему лежали проверенные временем принципы прагматизма, открытости, многовекторности, предсказуемости, настойчивого, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов. В условиях становления полицентричной системы международных отношений, которая характеризуется появлением новых центров силы, перетеканием экономической мощи, а за ней и политического влияния в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, мы способствовали тому, чтобы формирующаяся архитектура мироустройства была справедливой и устойчивой, опиралась на сотрудничество ведущих государств и интеграционных объединений.

В фокусе наших усилий – обеспечение безусловного соблюдения суверенитета и самостоятельной роли России как важнейшего фактора глобального равновесия, геополитической стабильности и сбалансированности в мировой политике, одного из влиятельных центров современного мира. На фоне изменяющейся расстановки сил в мире Россия должна быть уверенно развивающимся государством, сохраняющим свою национальную и духовную идентичность и оказывающим позитивное воздействие на происходящие в мире процессы.

Цели нашей внешней политики имеют стратегический, неконъюнктурный характер. Россия – часть большого мира. Поэтому наш внешнеполитический курс является активным и созидательным, основанным на готовности к развитию полноценного и дружественного диалога и сотрудничества со всеми государствами – в той мере, в какой к этому готовы наши партнеры. Разумеется, на основе уважения принципов международного права, равноправия и взаимной выгоды.

По указанию В.В.Путина МИД подготовил и представил на утверждение Президента новую редакцию Концепции внешней политики России. Работа над этим документом велась в тесном контакте с экспертным сообществом и была сориентирована на его наполнение выверенными и четкими соображениями, вскрывающими глубинные процессы, происходящие в международных отношениях, и адекватно отражающими российские приоритеты в меняющемся мире.

Ключевой среди них – содействие созданию богатой и благополучной России, обеспечение благоприятных внешних условий для долгосрочного устойчивого развития страны, инновационного реформирования ее экономики с опорой на уникальную ресурсную базу, огромный человеческий потенциал, в том числе с учетом присоединения России к ВТО, укрепления ее позиций как равноправного партнера на мировых рынках и в целом в международных делах. Последовательно добивались максимально эффективного использования возможностей экономического и научно-технологического сотрудничества с зарубежными партнерами для решения национальных задач.

Стержневым направлением нашей внешней политики, безусловным приоритетом для России остается пространство СНГ. Наращивание многостороннего взаимодействия и расширение интеграционных процессов на пространстве Содружества – курс, рассчитанный на стратегическую перспективу и отражающий объективные тенденции эпохи глобализации, включая укрепление роли региональных объединений. В.В.Путин неоднократно подчеркивал необходимость усилить работу в отношениях с государствами СНГ, включая наших самых близких интеграционных партнеров – участников Союзного государства и «тройки» России, Белоруссии и Казахстана, сформировавших Таможенный союз и приступивших к работе в формате Единого экономического пространства.

Интеграционные процессы на пространстве СНГ нацелены в первую очередь на выстраивание эффективной модели экономического взаимодействия, способной обеспечить беспрепятственное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В 2012 году вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, призванный модернизировать нормативно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества стран СНГ. Подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ в Ашхабаде 5 декабря 2012 года принята Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества, в которой лидеры стран Содружества подтвердили приверженность укреплению его роли в формировании региональных и межрегиональных взаимоотношений.

Способствуем последовательному продвижению работы по формированию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он призван стать крупнейшим геополитическим проектом и новой исторической вехой не только для государств «тройки» – России, Белоруссии и Казахстана, но и для других стран на пространстве СНГ. Речь идет о превращении экономической интеграции в понятный и привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и не зависящий от конъюнктурных перепадов процесс. Началась разработка всеобъемлющего Договора о ЕАЭС. С 1 февраля 2012 года действует Евразийская экономическая комиссия – единый постоянно функционирующий орган ТС и ЕЭП, которому пошагово передаются полномочия с национального уровня по широкому спектру экономических вопросов.

Интеграционная «тройка» подтвердила открытость своего объединения для других участников, прежде всего членов ЕврАзЭС. Интеграция опирается на принципы Всемирной торговой организации и, соответственно, совместима с аналогичными процессами. Это дает нам основание полагать, что цель, выдвинутая Президентом В.В.Путиным, – создание в перспективе единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана – вполне реализуема.

Динамично развивается сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, 10-летие которой и одновременно 20-летие самого Договора мы отметили в 2012 году. На состоявшейся в Москве 19 декабря сессии СКБ ОДКБ приняты заявление о перспективах развития Организации и целый ряд решений, в том числе об основных направлениях военного сотрудничества до 2020 года, о прогнозе развития обстановки в Афганистане и мерах по противодействию угрозам, исходящим с территории этой страны.

Последовательно и терпеливо работаем в интересах расширения горизонта стратегического сотрудничества с Евросоюзом – нашим ведущим торгово-экономическим партнером, на долю которого приходится около половины российской внешней торговли, 85% экспорта российских энергоносителей. Итоги Брюссельского саммита Россия-ЕС в декабре 2012 года подтвердили серьезный потенциал стратегического партнерства.

Мы все более активно взаимодействуем в сфере энергетики – знаковыми событиями 2012 года стали запуск второй очереди газопровода «Северный поток» и начало сооружения «Южного потока». В рамках инициативы «Партнерство для модернизации» разрабатываются взаимовыгодные проекты в области высоких технологий, энергоэффективности и энергосбережения, телекоммуникаций, космоса.

Россия и ЕС обладают уникальным набором взаимодополняющих преимуществ, и их объединение могло бы стать и для стран ЕС, и для России мощным источником успеха в сегодняшнем высококонкурентном мире. Тем более, что Россия – неотъемлемая, органичная часть Большой Европы, широкой европейской цивилизации. Рассматриваем это как дополнительный источник экономического роста.

Ключевым пунктом в наших отношениях с ЕС остается скорейший переход к безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан. Все технические и юридические вопросы для этого решены, дело – за политической волей. Мы в этом твердо уверены, о чем открыто сказали нашим партнерам.

Особо акцентируем универсальность принципа обеспечения всеобщей, неделимой и равной безопасности применительно как к евроатлантическому, так и азиатско-тихоокеанскому пространствам. В отношениях с НАТО исходим из необходимости соизмерять взаимодействие с готовностью альянса учитывать наши законные интересы в сфере безопасности и стратегической стабильности, соблюдать принципы международного права, выстраивать связи на равноправной взаимоуважительной основе.

Сегодня для формирования общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе востребованы реальные шаги. Именно на это обращали внимание наших партнеров на заседании Совета Россия-НАТО на уровне мининдел 4 декабря 2012 года. По целому ряду направлений, включая Афганистан, борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством, ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф, – там, где наши стратегические цели совпадают, – практическое сотрудничество развивается в целом успешно. В то же время есть темы, которые по-прежнему нас разделяют. Готовы к продолжению поиска взаимоприемлемых развязок в сфере ПРО, исходя из понимания, что безопасность неделима и никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других.

Именно такой подход продвигали на декабрьском заседании Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Дублине. Сказали без обиняков, что реализация этих задач пока тормозится вследствие сохранения односторонних подходов, действия отдельных стран ведут не к сплочению на основе общих задач и интересов, а, напротив, к углублению старых и образованию новых разделительных линий в Евро-Атлантике. Рассматриваем принятое решение о запуске процесса «Хельсинки + 40», призванного выработать новое стратегическое видение ОБСЕ к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта, через призму давно назревшей реформы ОБСЕ, направленной на искоренение функциональной и географической несбалансированности ее деятельности, ее превращение в полноценную международную организацию.

Ключевое значение для решения вопросов евроатлантической безопасности и в целом в контексте поддержания глобальной стабильности сохраняют российско-американские отношения. Убеждены, что поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия с США отвечает нашим общим интересам. Рассчитываем, что принятый в США одиозный санкционный «закон имени С.Магнитского» не сможет повернуть вспять развитие российско-американских отношений. Мы будем и впредь адекватно реагировать на недружественные шаги. Вместе с тем в основе нашей позиции лежит готовность к развитию российско-американских связей по всем направлениям, заинтересованность в координации действий на международной арене, исходя из фундаментальных принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и реального уважения интересов друг друга.

Особое внимание планируем уделить приданию новой динамики торгово-инвестиционному сотрудничеству. Чем глубже станут наши экономические связи, тем крепче будет «страховочная сетка», гарантирующая российско-американские отношения от перепадов политической конъюнктуры. Среди приоритетов – наращивание человеческих контактов между россиянами и американцами, включая продвижение предложения Президента В.В.Путина о полной отмене виз для взаимных поездок. Намерены активно задействовать весомый потенциал российско-американской Президентской комиссии, по линии которой реализуются перспективные проекты.

При этом немало аспектов развития международных событий вызывают у нас серьезное беспокойство – международная ситуация чревата опасностью дестабилизации. Это, разумеется, не отвечает нашим интересам.

Мы последовательно защищаем принципы верховенства международного права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, отстаиваем безальтернативность центральной роли ООН, главную ответственность ее Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности. Для нас недопустимы попытки использовать СБ ООН для легитимизации внешнего, включая военное, вмешательства во внутренние конфликты, давления на неугодные правительства под гуманитарными лозунгами.

Будем и впредь исходить из этого при выстраивании нашей линии в отношении ситуации в Сирии. Конфликт между властями и оппозицией там не утихает, напротив, боевые действия становятся все ожесточеннее, приводят к новым жертвам. Со своей стороны, делаем все, что в наших силах, чтобы прекратить кровопролитие, усадить стороны за стол переговоров, в ходе которых сами сирийцы должны согласовать параметры будущего политического устройства своей страны. Приоритет для нас – всеобъемлющее урегулирование сирийского кризиса, а не смена режима в Дамаске. Этим объясняется применение Россией совместно с Китаем права вето в отношении проектов резолюций СБ ООН, фактически открывающих возможность вооруженного вторжения в Сирию.

Считаем, что Совет Безопасности ООН, все внешние игроки, пользующиеся влиянием в сирийских делах, должны способствовать реализации этих задач. Существует консенсусная основа этих усилий – резолюции 2042 и 2043 СБ ООН и Заключительное коммюнике встречи «Группы действий» по Сирии в Женеве, согласованное во многом благодаря российским усилиям. Этот документ не нуждается в интерпретации, в нем все написано просто и понятно: стороны должны прекратить насилие и делегировать переговорщиков для согласования структуры и целей переходного управляющего органа. Мы полны решимости идти путем Женевы. Дело за нашими партнерами.

Двойная игра в нынешней ситуации в Сирии крайне опасна. Она ведет лишь к дальнейшей милитаризации конфликта, его обострению, росту радикальных настроений, террористической угрозы, насилия на конфессиональной почве. Альтернатива мирного решения – кровавый хаос. Чем дольше он продолжается, чем шире его масштабы – тем хуже для всех.

Процессы перемен в регионе Ближнего Востока и Северной Африки не должны отодвигать на второй план урегулирование застарелых конфликтов, прежде всего арабо-израильского. В связи с этим настойчиво выступаем, в том числе в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников, в пользу серьезной интенсификации совместно с Лигой арабских государств усилий по поиску выхода из тупиковой ситуации в палестино-израильских отношениях, содействию сторонам в возвращении за стол переговоров.

При этом исходим из необходимости комплексного подхода к обстановке в этом огромном, важнейшем регионе. Всем нашим партнерам надо сопрягать свои действия на каждом конкретном направлении с общей задачей недопущения крушения и дезинтеграции государств, усиления позиций радикалов и экстремистов. Это будет «мина замедленного действия» на десятилетия вперед.

Осознание безальтернативности политико-дипломатического урегулирования – в основе нашей линии по вопросу иранской ядерной программы. Диалог в формате «шестерка» – Иран складывается трудно, однако за последний год удалось найти некоторые точки соприкосновения и несколько сблизить позиции. Мы исходим из безусловного права Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право на обогащение, после прояснения всех остающихся вопросов и с постановкой всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ.

При этом на конструктивные шаги со стороны Ирана международное сообщество должно адекватно отвечать взаимностью, включая поэтапную приостановку и отмену санкций – как односторонних, так и введенных по линии СБ ООН. Призываем всех действовать предельно осмотрительно – угрозы применения силы мешают достижению взаимоприемлемых договоренностей, а реализация же силового сценария имела бы самые негативные последствия для региональной и глобальной безопасности.

В фокусе нашего внимания было расширение взаимовыгодных отношений с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего нашими ведущими стратегическими партнерами – Китаем, Индией, Вьетнамом. Развивали многоплановые связи с Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Подкрепить наши усилия было призвано активное участие в региональных форумах и интеграционных механизмах – Восточноазиатских саммитах, роль которого в выработке общих подходов к безопасности и сотрудничеству в регионе будет возрастать, встречах Россия-АСЕАН, Регионального форума АСЕАН по безопасности, форума «Азия-Европа».

В этих целях активно используем итоги состоявшегося в рамках российского председательства саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 года, которые продемонстрировали серьезность российских планов и намерений. Приданию нового содержания и динамики деятельности форума способствовало утверждение порядка 60 российских инициатив и проектов, связанных с либерализацией торговли и инвестиций, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, совершенствованием транспортно-логистических систем, поддержкой инновационного роста. Они уже взяты в проработку различными профильными группами, работающими в рамках АТЭС.

В связи с саммитом во Владивостоке Президент В.В.Путин высказывался за интеграцию моделей, преобладающих в создаваемом Евразийском экономическом союзе и на пространстве АТЭС. Учитывая, что все они опираются на правила ВТО, при наличии доброй воли это – вполне реальная задача. Это позволило бы на качественно новом уровне решить проблемы создания надежного «моста» между Европой и Азией, сформировать уникальное по своему охвату пространство глубокого экономического партнерства.

Россия предпринимает последовательные шаги по продвижению выдвинутой нами совместно с Китаем идеи формирования в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и устойчивого развития. Практической реализации этой инициативы призвана способствовать Декларация о рамочных принципах укрепления безопасности и развития сотрудничества в АТР, проект которой подготовлен российской стороны.

Важный ресурс расширения нашей работы на перспективу – Латинская Америка и Африка. Страны этих континентов открыты к наращиванию взаимодействия с нами как на международной арене, так и в торгово-инвестиционной сфере, прагматично стремятся к диверсификации своих внешнеэкономических связей в период проведения глубоких внутренних реформ. Мы продвигали конкретные проекты, сотрудничали с действующими там многосторонними организациями, прежде всего с Африканским союзом и Сообществом латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК).

Наши инициативы нацелены на продвижение позитивной повестки дня. Именно это лежит в основе углубления взаимодействия в динамично развивающихся форматах БРИКС, «Группе двадцати», «восьмерки», Шанхайской организации сотрудничества, по другим направлениям. Предстоящее российское председательство в этих форматах в 2013-2015 годах намерены использовать для затверждения принципов коллективных действий на международной арене, поиска согласованных решений актуальных проблем современности.

1 декабря прошлого года началось председательство России в «Группе двадцати». Роль этого механизма сегодня объективно возрастает – он должен служить центром кризисного управления в финансово-экономической сфере, инструментом вывода мировой экономики на траекторию уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, реформирования международной финансово-экономической архитектуры. Нашим главным приоритетом будет являться мобилизация партнеров на выработку решений, способных ускорить глобальный экономический рост и расширить занятость. Для их решения предложим рассмотреть целый ряд мер и инициатив.

Трудно переоценить значение поступательного развития сотрудничества в формате БРИКС, которое позволяет координировать подходы к решению широкого спектра актуальных международных проблем и вопросов противодействия новым вызовам и угрозам, принимать консолидированные решения, определять перспективные направления взаимного сотрудничества. Мы будем продолжать всемерно содействовать становлению этого объединения в качестве весомого фактора международной жизни.

Кардинальному повышению эффективности нашей внешнеполитической деятельности призвано способствовать более широкое задействование возможностей «мягкой силы». Более энергичную, инициативную роль на этом направлении стало играть Россотрудничество. В течение 2012 года мы активно взаимодействовали со структурами гражданского общества, регулярно проводили встречи с неправительственными организациями, экспертным сообществом, в том числе в рамках Делового и Научного советов при Министре иностранных дел России. Тесные связи налажены с Российским советом по международным делам, Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, Фондом поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. Продолжим работу по всем этим и другим направлениям.

Очевидно, что в период серьезных испытаний, через которые проходят сейчас международные отношения, Россия не только сталкивается с рисками, но и открывает для себя новые возможности. Свобода внешней политики России – наше большое достояние, и мы намерены использовать его эффективно, добиваясь максимальной отдачи от наших действий. В основе внешней политики нашей страны лежит философия созидательной работы – в современном мире ответы на общие для всех вызовы могут быть найдены только путем подлинного партнерства при учете интересов и озабоченностей друг друга. Россия к такой работе готова.