МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 19 июня 2014 года

1474-19-06-2014

Сегодняшний брифинг начну с напоминания о тяжелой утрате, которую понесла российская журналистика и российский народ. Под Луганском в результате обстрела украинскими силовиками погибли спецкорреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и звукорежиссер Антон Волошин. Вы имели возможность ознакомиться с заявлениями МИД России на этот счет. Для всех нас это тяжелая утрата.

Прошу почтить память И.Корнелюка и А.Волошина, а также других погибших и получивших увечья на Украине журналистов минутой молчания (участники брифинга встают).


О рабочем визите Министра иностранных дел России в Саудовскую Аравию


20-21 июня Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров по приглашению Министра иностранных дел Королевства Саудовская Аравия Сауда Аль-Фейсала посетит Джидду, где проведет переговоры с представителями саудовского руководства.

В ходе предстоящих контактов планируется обсудить ситуацию в Сирии и вокруг нее, положение дел в Ираке, вопросы обеспечения безопасности в зоне Персидского залива, а также актуальные аспекты российско-саудовского взаимодействия, включая политический диалог и сотрудничество в торгово-экономической сфере.


О XXIII заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России

20 июня в Особняке МИД России под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоится XXIII заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России. В повестке дня два крупных вопроса: «О роли межрегионального сотрудничества в развитии интеграционных процессов на пространстве СНГ» и «Об упрощении процедуры переселения соотечественников».

В мероприятии примут участие члены Совета – главы российских регионов, руководящие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.


О предстоящей встрече министров иностранных дел России и Фиджи

26-28 июня по приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова Россию с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел и международного сотрудничества Республики Фиджи И.Кубуабола. 27 июня в Москве пройдут переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран.

Визит состоится на фоне отмечаемого в нынешнем году 40-летия установления российско-фиджийских дипломатических отношений. В ходе предстоящих контактов планируется предметно рассмотреть основные темы двусторонней повестки дня с акцентом на реализацию договоренностей, достигнутых по итогам официального визита в Россию Премьер-министра Фиджи В.Баинимарамы (27 июня – 1 июля 2013 г.), а также перспективы углубления взаимодействия в международных делах, включая вопросы подготовки к очередной встрече С.В.Лаврова с высокими представителями островных развивающихся государств Южной части Тихого океана «на полях» 69-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре с.г.


О ситуации на Украине

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров в ходе пресс-конференции в Баку 18 июня достаточно подробно осветил последние события. Добавлю, что, к сожалению, несмотря на все заявления руководства Украины о желании начать диалог и прекратить военную операцию, эскалация конфликта приобретает новые измерения, увеличивается поток беженцев, страдают те, кто остаются в Луганске, Краматорске, других районах.

Сегодня утром состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером. Такие контакты с главами внешнеполитических ведомств западных государств по украинской тематике идут регулярно. С нашей стороны была в очередной раз настойчива подчеркнута необходимость незамедлительного прекращения войсковой операции на Юго-Востоке страны и начала подлинного общенационального диалога. Высказано беспокойство некоторыми заявлениями киевских властей, которые свидетельствуют о попытках подменить общенациональный диалог с равноправным участием всех регионов планами силового подавления протестов в Донецкой и Луганской областях.

Министры подчеркнули необходимость строго следовать принципам, согласованным в Женевском заявлении от 17 апреля с.г. и получившим развитие в «дорожной карте» швейцарского председательства ОБСЕ.


О деятельности специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине

Продолжаем внимательно следить за работой на Украине специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, от которой по-прежнему ожидаем деятельного вклада в содействие урегулированию масштабного внутриполитического кризиса в этой стране на основе Женевского заявления от 17 апреля с.г. и «дорожной карты» швейцарского председательства ОБСЕ.

К сожалению, в деятельности спецмиссии сохраняются серьезные изъяны в части объективности и полноты ее ежедневных докладов. Из поля зрения наблюдателей выпадают факты использования украинской стороной военной авиации, тяжелых вооружений и запрещенных боеприпасов против мирного населения, многочисленных разрушений гражданских объектов. В последнем докладе (за период с 4 по 16 июня), например, практически отсутствует информация о тысячах беженцев, устремившихся в Россию.

Убеждены, что ключевая задача наблюдателей – беспристрастно фиксировать все инциденты в сфере безопасности и прав человека в стране. Объективные предпосылки для этого созданы. Миссия полностью функциональна в плане как кадрового, так и материально-технического обеспечения. Пусть и с существенным запозданием, ратифицирован Верховной Радой и вступил в силу Меморандум о взаимопонимании, гарантирующий неприкосновенность и безопасность наблюдателей.

Понимаем объективные сложности работы наблюдателей ОБСЕ на Украине, руководством которой взят целенаправленный курс на силовое подавление несогласных на Юго-Востоке страны, в условиях, когда стали обыденностью кровавые расправы наподобие майских событий в Одессе и Мариуполе, авианалета на Луганск, бойни в Донецке, планомерного уничтожения Славянска и Краматорска, захваты, избиения и убийства выполняющих свой служебный долг российских журналистов.

В условиях продолжения Киевом карательной операции на Юго-Востоке страны вряд ли возможно всецело гарантировать безопасность международных сотрудников миссии. Именно безопасность является главным препятствием освобождения удерживаемых там с конца мая сотрудников луганского и донецкого отделений миссии, среди которых есть один россиянин.

Мы неоднократно подчеркивали нашу особую обеспокоенность этим фактом и подтверждали готовность в рамках имеющихся возможностей содействовать их освобождению. Однако главная ответственность за их судьбу, безусловно, лежит на киевских властях, которые должны, остановив насилие, создать необходимые условия для скорейшего освобождения наблюдателей.

Отдельно хотел бы сказать о катастрофической гуманитарной ситуации на Востоке Украины, в тяжести которой смог лично убедиться Генеральный секретарь ОБСЕ Л.Занньер после общения с украинскими беженцами в ходе своей поездки в Ростовскую область 12 июня. Рассчитываем, что руководством миссии ОБСЕ этому вопросу также будет уделено особое внимание. Ожидаем от мониторинговой миссии ОБСЕ углубленного анализа и объективных отчетов о текущем положении дел с беженцами, а также решительных действий по содействию открытию гуманитарных коридоров, которые, несмотря на неоднократные заявления украинского руководства, так и не созданы.

Считаем, что международные усилия по содействию урегулированию внутриукраинского кризиса, включая деятельность спецмиссии ОБСЕ на Украине, должны быть нацелены на его разрешение политическими средствами через инклюзивный национальный диалог всех украинских политических сил и регионов. Очевидно, что такой шанс появится только после полного прекращения смертоносной карательной операции украинских властей.


О работе в СБ ООН над проектом резолюции по Украине

В связи с резкой эскалацией вооруженного конфликта и складывающейся острой гуманитарной ситуацией в юго-восточных регионах Украины Россия внесла 16 июня на рассмотрение Совета Безопасности обновленный проект резолюции по Украине.

Основная направленность российской инициативы – добиться немедленного прекращения насилия, которое оборачивается жертвами прежде всего среди гражданского населения. Страдает наиболее уязвимая часть – женщины, дети, пожилые люди – все те, кого украинская армия обязана защищать.

Положения документа касаются политических и гуманитарных аспектов ситуации на Украине. В работе над обновленной версией резолюции были учтены комментарии членов СБ ООН, представленные в ходе работы над предыдущим российским проектом по гуманитарной ситуации на Юго-Востоке. Мы внесли некоторые изменения, касающиеся направлений деятельности ОБСЕ, включая ссылки, подтверждающие приверженность СБ ООН суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины.

В тексте содержатся положения о необходимости незамедлительного прекращения боевых действий, об организации гуманитарных коридоров для безопасного вывода гражданских лиц и беспрепятственной доставки гуманитарной помощи. Включена также особая озабоченность тем, что украинская армия использует «негуманное» оружие, например, фосфорные бомбы и неуправляемые артиллерийские снаряды. Напоминается, что правительство Украины несет главную ответственность за безопасность гражданского населения. Решительно осуждаются незаконные задержания сотрудников мониторинговой миссии ОБСЕ, а также журналистов, которые работают на Украине. СБ ООН призывает к их немедленному освобождению и обеспечению беспрепятственного передвижения. Поддерживается выполнение женевских договоренностей по Украине и «дорожной карты» ОБСЕ.

У нас вызывает недоумение продолжение западными членами Совета выискивания предлогов для того, чтобы тормозить работу по российскому проекту, открывающему реальную возможность запустить процесс урегулирования ситуации на Украине политическими методами через широкий национальный диалог и проведение давно назревшей конституционной реформы.

Призываем членов СБ поддержать российский проект и тем самым доказать свою приверженность мирному преодолению кризиса на Украине.


О развитии ситуации в Сирии

Обстановка в Сирии после проведенных 3 июня с.г. президентских выборов свидетельствует о серьезных намерениях сирийских властей по дальнейшему улучшению политического климата в стране путем реализации комплекса мер доверия. В рамках объявленной после голосования всеобщей амнистии уже освобождено несколько тысяч человек. Судебные органы Сирии в исправительных учреждениях по всей стране активно работают над рассмотрением дел задержанных и заключенных. По итогам этой важной миссии им предоставляется шанс вернуться к нормальной жизни. Правительство пошло даже на такой шаг, как разрешение лицам, самовольно оставившим ряды сирийской армии, без наложения наказания вернуться к исполнению воинского долга.

Главный вывод, который напрашивается, исходя из происходящего в поствыборной Сирии, – сирийское общество, несмотря на провокации экстремистов, сохраняет национальное единство и не демонстрирует признаков этноконфессионального раскола.

Сирийская армия продолжает расширять зону контроля к югу от Алеппо, а также проводит зачистку от членов незаконных вооруженных формирований Восточной Гуты в окрестностях Дамаска и ряда районов в провинциях Дераа, Дейр-Эз-Зор, Идлиб. Освобожден от боевиков радикальных группировок г.Касаб на сирийско-турецкой границе. 250 армянских семей, из числа тех, кто покинули этот населенный пункт, спасаясь от расправ экстремистов, вернулись в родные места.

Наиболее ожесточенное сопротивление правительственные силы встречают со стороны джихадистов, в том числе из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). «Визитной карточкой» этой группировки давно стала преступная практика преследования этноконфессиональных меньшинств, массовых казней, жестоких пыток, террористических атак с использованием смертников.

Бывший спецпредставитель по Сирии Л.Брахими на днях упомянул, что за последние три месяца ИГИЛ совершено более 100 террористических актов в Сирии и порядка 1000 - в Ираке. После захвата на территории Северного Ирака, в частности в г.Мосул, значительных арсеналов техники и вооружения, в том числе американского производства, боевики ИГИЛ часть ее перебросили на свой «сирийский фронт».

Особо стоит отметить сообщения ряда СМИ о срыве планов действующей в союзе с «Исламским фронтом» другой экстремистской группировки «Джабхат Ан-Нусра» организовать масштабную атаку на Дамаск с использованием в очередной раз отравляющих веществ. 14 июня в районе г. Катана к югу от столицы сирийская авиация разбомбила ее оперативный штаб, ответственный за осуществление теракта. По сведениям журналистов, при нападении на крупные скопления людей, здание парламента, другие административные объекты террористы планировали применить закупленное в одной из европейских стран значительное количество емкостей с зарином.

Сохраняется тревожная тенденция постоянного дробления вооруженной оппозиции светской направленности с последующим присоединением ее отрядов к группировкам экстремистского толка.

В минувшие дни по-прежнему совершались неизбирательные минометные обстрелы отрядами экстремистов в различных частях Сирии. В частности, в г.Идлиб их жертвами стали 8 детей.

Тем не менее, в этих условиях власти САР и некоторые оппозиционные группировки продолжают широко использовать практику «локальных замирений», способствующих спасению человеческих жизней, облегчению страданий мирного населения и вселяющих в людей надежду на скорую нормализацию обстановки. Стал известен факт, что в ряде подконтрольных боевикам областей Сирии, к примеру, в н.п. Ваер, в результате договоренностей между официальными лицами и местной вооруженной оппозицией удалось провести голосование в рамках прошедшей президентской кампании.

Обращаемся с призывом к международным партнерам уважать демократический выбор сирийского народа, продолжить усилия по содействию политико-дипломатическому урегулированию в этой стране, пересмотреть намерения наращивать поддержку вооруженной оппозиции в Сирии, что имело бы далеко идущие негативные последствия.


О гуманитарной ситуации в Сирии

В Москве пристально следят за развитием ситуации в Сирии, в том числе в гуманитарной сфере. В рамках интенсивной работы по поиску всеобъемлющего политико-дипломатического урегулирования сирийского кризиса российская сторона продолжает прилагать активные усилия по преодолению его тяжелых гуманитарных последствий.

В настоящее время в стране, по данным ООН, более 9 млн. человек нуждаются в гумпомощи. Количество внутренне перемещенных лиц составляет около 6 млн. человек, а еще порядка 3 млн. сирийцев нашли убежище в сопредельных государствах, прежде всего в Турции, Ливане, Иордании, Ираке и Египте.

Гуманитарная ситуация в Сирии вызывает глубокую обеспокоенность. В то же время, несмотря на известные сложности, связанные с оказанием помощи населению в условиях продолжающихся боевых действий, работа по наращиванию объемов гуманитарных операций в Сирии продолжается. Правительство САР принимает в этом процессе непосредственное участие, в том числе путем повсеместного распространения практики «локальных замирений», позволяющих стабилизировать ситуацию в районах доставки гуманитарной помощи.

Как об определенной тенденции можно сказать, что сирийское население в основной массе стремится покинуть захваченные оппозицией территории и перебраться в районы, контролируемые властями, где ситуация более безопасна. Уже сегодня подавляющее большинство населения Сирии располагается в зонах ответственности правительственных сил, где нуждающиеся получают необходимое содействие как со стороны местных гуманитарных структур, так и по линии ООН.

Основные проблемы с доставкой гумпомощи отмечаются в тех регионах САР, доступ в которые затруднен по причине удаленности, разрушения инфраструктуры и отказа оппозиционеров пропускать гуманитарные конвои в контролируемые ими населенные пункты. Там, по оценкам, проживает примерно 3,5 млн. чел. Еще порядка 242 тыс. человек находится на территории осажденных районов в зоне боевых действий. Фрагментация группировок вооруженной оппозиции и отсутствие координации в их рядах серьезно затрудняют работу по заключению устойчивых договоренностей о доставке и сопровождении гуманитарных грузов в проблемные районы, а нередко приводят к срыву таких операций.

В конце мая Австралия, Иордания и Люксембург при поддержке западных государств-членов СБ ООН выступили с инициативой принятия очередной резолюции по Сирии – на сей раз по гуманитарному доступу. Российская сторона изначально выступала против такой инициативы, полагая, что принятых ранее в рамках СБ ООН решений вполне достаточно, чтобы эффективно решать наиболее острые гуманитарные проблемы в стране. Однако не желая допускать очередного раскола в Совете Безопасности по сирийскому вопросу и руководствуясь стремлением ускорить процедуру доставки гуманитарной помощи нуждающемуся населению Сирии, мы согласились принять участие в согласовании проекта резолюции. Данный документ должен позволить облегчить процесс трансграничных поставок гуманитарных грузов в Сирию с территории сопредельных государств. Особо отмечу необходимость соответствия будущих трансграничных операций критериям ООН в этом вопросе, которые, в частности, нашли подтверждение в принятой 22 февраля с.г. резолюции СБ ООН 2139 по гуманитарной ситуации в САР. В первую очередь, это касается соблюдения суверенитета Сирии и учета мнения ее правительства при проведении гумопераций. Разумеется, ни о каких мерах принуждения, в том числе силового, предусмотренных Главой VII Устава ООН, речи идти не может.

При этом по-прежнему исходим из того, что на данном этапе основной акцент следует сосредоточить на практических аспектах налаживания эффективной работы в самой Сирии, а не уводить ее на международные площадки, включая Совет Безопасности ООН. Убеждены также, что конечный успех в международных усилиях на этом направлении во многом зависит от результативности межсирийского политического процесса в рамках «Женевы-2», скорейшего возобновления которого российская сторона продолжает настойчиво добиваться.


О развитии ситуации в Ливане

Ливан, политическая система которого основана на принципах плюрализма и открытости, сегодня вынужден сталкиваться с многоплановыми угрозами, вызванными в том числе кровопролитным конфликтом в соседней Сирии и другими региональными кризисами.

Россия последовательно выступает в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности Ливана. Отдаем должное вкладу ООН в содействие обеспечению безопасности в этой стране, прежде всего, в районе ливано-израильской границы. Исходим из того, что все вопросы ливанской национальной повестки дня должны решаться самими ливанцами в рамках действующей конституции через диалог всех основных политических и конфессиональных сил.

Рассчитываем, что положительные тенденции консолидации ливанского общества, выразившиеся в формировании и успешном функционировании правительства Премьер-министра Т.Саляма, получат новый импульс через достижение согласия основных политических сил страны по кандидатуре первого президента Ливанской Республики. Знаем, что ливанцы умеют договариваться, если им не мешать.

Поддерживаем предпринимаемые в последнее время ливанской армией и правоохранительными органами активные усилия по противодействию террористическим вызовам и угрозам разжигания межконфессионального конфликта в стране. С удовлетворением констатируем, что ситуация в области безопасности, особенно в проблемных районах, заметно улучшилась. В рамках активной работы в Международной группе поддержки Ливана российская делегация в составе представителей МИД и Минобороны РФ приняла участие в Международной конференции в поддержку вооруженных сил Ливанской Республики, состоявшейся в Риме 17 июня.

С пониманием относимся к колоссальным социально-экономическим проблемам, с которыми приходится сталкиваться ливанскому правительству в связи с наплывом в страну с 4-миллионным населением более миллиона беженцев из Сирии. Продолжаем оказывать Бейруту гуманитарную помощь, однако реальный выход из создавшейся ситуации видим в скорейшем прекращении боевых действий в САР и восстановлении мира в этой стране, что создало бы условия для возвращения сирийских беженцев на родину.


Об оценках хода химдемилитаризации Сирии

Российская сторона в целом удовлетворена ходом химдемилитаризации Сирии, осуществляемой при активном содействии международного сообщества. Позитивно оцениваем достигнутый уровень взаимодействия Дамаска с совместной миссией ОЗХО-ООН в выполнении соответствующих решений Исполсовета ОЗХО и резолюции СБ ООН 2118 в деле ликвидации военно-химического потенциала, который на данный момент уже практически сведен к нулю: уничтожены оборудование по производству химического оружия, неснаряженные средства его доставки, завершен вывоз иприта – единственного готового к применению боевого отравляющего вещества.

По состоянию на 18 июня с.г. Сирией в сложнейших военно- политических условиях успешно вывезено 93% запасов прекурсоров и компонентов химоружия. В начале июня с.г. норвежское судно-контейнеровоз «Тайко» с грузом токсичных химикатов покинуло Восточное Средиземноморье. В соответствии с намеченным планом химикаты, находящиеся на его борту, планируется доставить на коммерческие предприятия Финляндии и США, где они будут уничтожены под контролем экспертов ОЗХО.

В Сирии, однако, еще остается порядка 7% компонентов химоружия, которые складированы на одном из объектов по хранению. Они будут вывезены как только позволит ситуация в сфере безопасности и снизится до минимума реальный риск нападения на транспортный конвой со стороны боевиков вооруженной оппозиции, что имело бы крайне опасные последствия.


Об обострении ситуации на палестинских территориях

12 июня в окрестностях Хеврона в контролируемой Израилем «зоне С» на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) пропали трое израильских подростков - учеников религиозного заведения «Макор Хаим». Руководство Израиля практически сразу возложило вину за их исчезновение на ХАМАС. В свою очередь, хамасовские представители сделали заявление о непричастности своего движения к похищению,

В ходе проводимых Израилем поисковых мероприятий, в которых задействовано несколько тысяч военнослужащих, было арестовано более 200 палестинцев, включая спикера Палестинского законодательного совета А.Дуэйка и порядка 20 парламентариев. Блокирован ряд автотрасс, введен комендантский час в Хевроне, Вифлееме и практически на всей южной части ЗБРИ. 16 июня в перестрелке в лагере беженцев «Джалазун» близ Рамаллы погиб 21-летний палестинец, несколько человек получили ранения.

Обострилась и ситуация вокруг сектора Газа, по территории которого 16-17 июня израильской армией наносились артиллерийские и воздушные удары. С палестинской стороны имеются раненые, сообщается о разрушении ряда объектов инфраструктуры. Исламистскими боевиками из анклава было выпущено несколько ракет, перехваченных израильской системой «Железный купол».

Мы глубоко обеспокоены деградацией обстановки на палестинских территориях. Требуем скорейшего и безусловного освобождения трех похищенных израильтян. Должны быть выпущены на свободу и взятые под административный арест палестинцы. Призываем все вовлеченные стороны сделать все от них зависящее для деэскалации ситуации, предпринять шаги с целью ее скорейшей нормализации.


О ситуации с российскими гражданами, пострадавшими в результате ДТП в Индии

Напомню, 10 июня в индийском штате Уттаркханд в результате ДТП пострадали 13 российских граждан, в том числе два человека погибли – Римма Мищук и Александр Клюшкин, а один – Александр Прокопьев пропал без вести.

Благодаря оперативным мерам, предпринятым нашим Посольством в Индии во взаимодействии с местными властями, 11 июня пострадавшие росграждане были эвакуированы в Нью-Дели, где получили квалифицированную медицинскую помощь. Министр иностранных дел Российской Федераций С.В.Лавров в тот же день (11 июня) в телефонном разговоре со своей коллегой Министром иностранных дел Индии г-жой С.Сварадж выразил признательность партнерам за оказанное содействие.

В настоящее время четыре гражданина России проходят курс лечения во Всеиндийском институте медицинских исследований. Наиболее серьезно пострадавшей Алисе Грибовой из Нижнего Новгорода, получившей компрессионный перелом позвоночника, 13 июня индийскими специалистами проведена операция. Состояние российской гражданки оценивается как тяжелое, но стабильное. В настоящее время решается вопрос о транспортировке пострадавших росграждан в Москву.


О конференции высокого уровня форума «Азия-Европа» в Санкт-Петербурге

3-4 июля в Санкт-Петербурге пройдет конференция высокого уровня форума «Азия-Европа» (АСЕМ) по межкультурному и межрелигиозному диалогу под девизом «Межцивилизационное согласие как необходимое условие устойчивого развития». Конференция проводится Министерством культуры Российской Федерации при активной поддержке МИД России.

Придаем большое значение участию в деятельности форума, который мы рассматриваем в качестве полезного механизма укрепления доверия и взаимопонимания между странами Азии и Европы. Видим необходимость в расширении практического сотрудничества в рамках АСЕМ, продвижении диалога в сферах энергетической и продовольственной безопасности, создании современной инфраструктуры, содействии малому и среднему предпринимательству.

Напомню что, инициативу о проведении конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу выдвинул Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев на саммите АСЕМ во Вьентьяне в 2012 г. В ходе мероприятия в Санкт-Петербурге планируется рассмотреть такие важные вопросы, как сохранение и развитие культурно-цивилизационного многообразия, уважение национальных традиций, роль государства и СМИ в выстраивании межцивилизационного согласия, ряд других вопросов.

Во встрече примут участие руководители профильных министерств и ведомств стран-участниц АСЕМ, представители общественных и религиозных организаций. По итогам конференции будет принята декларация, в которой имеется в виду зафиксировать основные результаты дискуссий и рекомендации правительствам по укреплению межрелигиозного и межкультурного взаимодействия.

По всем организационным вопросам мероприятия и аккредитации СМИ следует обращаться в пресс-службу Министерства культуры Российской Федерации.


Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: В Ираке нагнетается обстановка. Все большую активность проявляет группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», которая намерена распространить свое влияние на другие страны и захватить их территории. Как Вы могли бы прокомментировать сегодняшние картинки в этой стране?

Ответ: Я бы не стал это называть «картинками». В Ираке складывается трагическая ситуация, в очередной раз показывающая, к чему приводят масштабные авантюры, предпринимаемые в обход коллективных решений международного сообщества (имею в виду события известной давности).

17 июня на сайте МИД России опубликован широкий комментарий по ситуации в Ираке. На сегодняшний день мы остаемся в рамках этих оценок. Предлагаю Вам с ним еще раз ознакомиться.

Вопрос: Как Вы прокомментируете решение Верховной Рады о демаркации в одностороннем порядке границы с Российской Федерацией?

Ответ: Эта тема активно циркулирует в СМИ. Согласно установившейся международной практике демаркация государственной границы – обоюдный процесс между сопредельными государствами. Односторонняя демаркация не может быть юридически обязывающей для другой стороны, а, следовательно, не достигнет главной цели.

Напомню, что в соответствии с двусторонним Соглашением с Украиной, подписанным 17 мая 2010 г., была учреждена Совместная демаркационная комиссия, что вписывается в нормы и принципы, которыми должны руководствоваться государства при проведении соответствующих работ.

Исходим из того, что Украина взяла на себя обязательства проводить демаркацию границы в рамках этого механизма. Российская часть Комиссии всегда демонстрировала готовность к диалогу и совместной работе. Члены Комиссии выезжали в Киев, но, к сожалению, по вине украинской стороны полноценных переговоров провести не удалось. Рассчитываем, что власти Украины откажутся от принятия практических шагов по односторонней демаркации границы в нарушение имеющихся международных обязательств.

Вопрос: Известно, что в апреле с.г. Россию должен был посетить Министр иностранных дел Японии Ф.Кисида. Однако визит был перенесен на неопределенное время. Есть ли информация, когда он может состояться?

Президент Российской Федерации В.В.Путин выразил удивление в связи с японскими санкциями в отношении России. Не могли бы Вы озвучить позицию МИД России в отношении данного шага японского руководства? Как он повлияет на развитие двусторонних отношений?

Ответ: Что касается перспектив визита Министра иностранных дел Японии в Россию, мы находимся в контакте с японской стороной. Такие вопросы согласуются по дипломатическим каналам. Пока по конкретным срокам ничего определенного сказать не могу. Мы ведем диалог с японскими коллегами на этот счет.

Неоднократно говорили о негативном отношении к любым санкционным мерам, принимаемым в одностороннем порядке. Наша реакция не может быть иной, кроме как негативной, и эта точка зрения была доведена до японской стороны. Понятно, что такого рода действия не могут не отразиться на атмосфере нашего диалога с Токио. Тем не менее, рассчитываем на дальнейшую благоразумную политическую линию японского руководства и полагаем, что при выборе методов ведения дел с тем или иным государством оно будет в большей степени руководствоваться собственными решениями без учета союзнических обязательств, а тем более подсказок со стороны.

Вопрос: На днях стало известно, что Ирак обратился за помощью к США, чтобы они нанесли военные удары по объектам в Ираке, контролируемым повстанцами-суннитами из группировки ИГИЛ. Как к этому относится Россия? Необходимо ли, на Ваш взгляд, разрешение СБ ООН на подобные действия?

Ответ: Постановка этого вопроса возвращает нас к недавней истории военной авантюрой в Ираке, прошедшей без санкции Совета Безопасности ООН, плоды которой мы все сейчас с тревогой пожинаем. Убежден, что любые меры силового, военного воздействия – даже при наличии соответствующего обращения со стороны заинтересованного государства – могут быть санкционированы исключительно СБ ООН. Только тогда они являются легитимными и соответствуют нормам и принципам Устава ООН.

В противном случае мы можем получить второй вариант иракской трагедии, которая будет иметь уже не только региональное, но и более масштабное значение.

Вопрос: Сегодня появилась информация, что правительство Украины собирается привлечь европейские компании к управлению газотранспортной системой. Этой мерой украинские власти намерены понизить интерес стран Евросоюза к строительству «Южного потока». Как Вы это прокомментируете?

Ответ: Вам известна наша позиция по газовому сотрудничеству с Украиной и договоренностям, которые, к сожалению, не удалось реализовать через переговорный процесс с украинскими коллегами. Насколько я помню, мы давно предлагали украинской стороне серьезно поговорить о проблемах ее газотранспортной системы, в том числе в тройственном формате (Россия-Украина-Евросоюз). Еврокомиссия же сочла, что это касается только взаимоотношений Украины и ЕС.

Без участия России такие вопросы не могут решаться по определению, поскольку доля российского газа в транзитных поставках в Европу весьма солидна. Без российского фактора украинская газотранспортная система, особенно в том виде, в котором мы ее наблюдаем сейчас, вряд ли кому-то будет интересна.

Вопрос: В связи с санкциями есть ли какие-то изменения в планах Президента России посетить Японию осенью этого года?

Ответ: По графику визитов главы государства рекомендовал бы обратиться в Пресс-службу Президента Российской Федерации.

Вопрос: Какова официальная оценка МИД России событий в Луганске 14 июня, когда был сбит самолет ИЛ-76, а ответственность взяли на себя представители Луганской народной республики?

Ответ: В связи с этой ситуацией опубликовано много оценок и комментариев. Рекомендую обратить внимание на оценки МИД России, размещенные на сайте нашего Министерства, а также на других информационных ресурсах.