МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с представителями российских неправительственных организаций международной специализации, Москва, 11 апреля 2014 года

835-11-04-2014

Уважаемые коллеги,

Рады приветствовать вас на традиционной встрече с представителями российских неправительственных организаций (НПО). Высоко ценим наше тесное взаимодействие, конструктивный диалог на различных уровнях. В быстро меняющейся обстановке в мире это имеет особое значение. В этой ситуации Россия проводит активную линию, всемерно способствует формированию позитивной, сбалансированной, объединительной международной повестки дня. Будем и впредь твердо отстаивать основополагающие нормы и принципы международного права, добиваясь уважения прав народов на равноправие и определение своего будущего без вмешательства извне.

Наша страна на протяжении многих лет последовательно выступает за укрепление коллективных усилий в интересах поиска солидарных ответов на общие для всех государств вызовы. Именно мы добивались и добиваемся перевода соответствующих политических деклараций в реальное партнерство через предложения о создании в Евро-Атлантике системы равной и неделимой безопасности и формировании единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана.

К сожалению, в ответ мы получили политику поэтапного распространения геополитического влияния Запада на Восток, ставшую по сути «новым изданием» курса на сдерживание России. Подчеркну, что стремление представить дело так, будто серьезные проблемы в отношениях России с США и ЕС возникли лишь на фоне украинского кризиса, безосновательны. Достаточно вспомнить события минувших лет, включая вопреки дававшимся заверениям «ползучую» экспансию НАТО, попытки введения санкционных списков под надуманными предлогами и развязанную в последнее время информационную кампанию против России. С самого начала есовская программа «Восточное партнерство» - вопреки нашим предупреждениям и предостережениям - развивалась келейно. Стало ясно, что она была задумана на основе логики «игр с нулевым результатом» как инструмент противодействия интеграционным процессам с участием России.

События на Украине – не причина, а следствие действий западных партнеров, которые, как подчеркнул Президент России В.В.Путин, в этот раз явно перешли черту допустимого. Корень проблемы сводится к тому, насколько в США, Евросоюзе, НАТО готовы на деле в отношениях с Россией опираться на принципы равенства, взаимного уважения и учета законных интересов друг друга. История показывает, что попытки изолировать Россию приводили к тяжелым последствиям для всей Европы, и наоборот – ее активное вовлечение в дела континента всегда сопровождалось длительными периодами мира и развития всех европейских стран.

Считаем, что обеспечить деэскалацию украинского кризиса вполне возможно. Для этого необходимо прекратить навязывание свершившихся фактов, попытки любым способом легитимизировать правительство «майдана», не развивая диалог со всеми без исключения политическими силами и регионами Украины. Ключевой вопрос – осуществление реальной, а не косметической конституционной реформы, которая обеспечила бы учет законных прав и интересов всех без исключения украинцев. Разумеется, потребуются твердые гарантии сохранения внеблокового статуса Украины, закрепленного в ее законодательстве. Убеждены, что Украина – дружественная нам, братская соседняя страна – может и должна быть не яблоком раздора, а связующим звеном в архитектуре безопасности и сотрудничества в Европе.

Если оценивать ситуацию комплексно, то очевидно, что кризис на Украине – одно из проявлений тех мук, в которых рождается по-настоящему полицентричный мир. Это – масштабный процесс, пройти который не получится с опорой на старые представления и политические традиции. Речь идет о выстраивании не только эффективных механизмов глобального управления, но и, что не менее важно, новой политической психологии, соответствующей современным реалиям. Здесь трудно переоценить роль гражданского общества, призванного способствовать налаживанию, наконец, здоровой атмосферы равноправного взаимодействия и доверия на европейском континенте и в мире в целом.

Особое значение для нас имеют усилия по продвижению евразийской интеграции – этого долгосрочного, стратегического проекта. К 1 января 2015 г. будет создан Евразийский экономический союз, что повысит конкурентоспособность экономик стран-участниц и общие способности решать насущные задачи устойчивого развития. Мы изначально выступали за гармонизацию интеграционных процессов на евразийском пространстве и в рамках ЕС, выработку творческих подходов, которые позволили бы постсоветским государствам развивать сотрудничество как на восточном, так и на западном направлениях. В ответ со стороны коллег из Евросоюза постсоветским государствам навязывалась прямолинейная, если не сказать, примитивная логика «или с нами, или против нас». Приветствуем наметившиеся в последнее время изменения в позиции ЕС и звучащие призывы к проведению консультаций в формате Россия – ЕС – государства-партнеры. Мы к этому готовы, в том числе по вопросам, затронутым в послании Президента России В.В.Путина руководителям европейских государств, получающих российский газ транзитом через Украину.

Думаю, все согласятся, что приоритетным направлением усилий государства и структур гражданского общества является дальнейшее продвижение концепции «Русского мира» как цивилизационного и социокультурного пространства, объединяющего людей разных национальностей, неравнодушных к судьбе и месту России в мире.

В фокусе нашего внимания остается защита интересов соотечественников. Ценим вклад НПО в обеспечение их интересов. Об этом развернуто говорил Президент России В.В.Путин в обращении к Федеральному собранию Российской Федерации 18 марта с.г. Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с неправительственными организациями, в том числе в создании условий для повышения правовой грамотности соотечественников, их защиты в судах, участии в подготовке правозащитников из числа соотечественников, укреплении взаимодействия с национальными и международными структурами, которые действуют в области защиты прав человека. Это касается также содействия работе центров информационно-правовой помощи и юридической поддержки соотечественников, созданных уже в 12 странах, и которые будут дополнительно создаваться в государствах.

Заинтересованы в продолжении информирования мировой общественности о фактах ущемления интересов и законных прав наших соотечественников. Прежде всего, речь идет о феномене безгражданства, конкретных проявлениях дискриминации русскоязычного меньшинства в отдельных странах.

Будем и в дальнейшем активно поддерживать русский язык, который является родным для многих проживающих за рубежом, а также остается важным объединяющим элементом при развитии интеграционных процессов на пространстве Содружестве Независимых Государств.

Сегодняшнее разжигание антироссийских настроений происходит на фоне роста во многих странах Евросоюза расизма и ксенофобии, увеличения числа ультрарадикальных группировок. Попустительство неонацистским проявлениям – будь то на Украине или в других государствах – несет очевидную опасность для европейской стабильности.

В этой связи уделяем особое внимание предстоящему в будущем году празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также всех дат, которые этому событию предшествовали. В СНГ принято решение объявить 2015 г. Годом ветеранов Великой Отечественной войны и учредить единую юбилейную награду к 70-й годовщине Победы. Одобрен План основных мероприятий, среди которых - широкое освещение в СМИ подлинной истории войны, активизация усилий по разоблачению попыток фальсификации ее итогов, работа по сохранению и увековечеванию памяти о мужестве и героизме всех народов СССР. Отмечу, что в Плане зафиксирован целый ряд мер, предложенных отечественными НПО. Готовы с вами сотрудничать в реализации этого документа, оказывать поддержку участию в других мероприятиях, направленных на сохранение исторической правды, в том числе посвященных 100-летней годовщине начала Первой мировой войны.

Востребовано расширение взаимодействия с организациями соотечественников, которые опираются на наследие русской эмиграции. В частности, заслуживает внимания выдвинутая Обществом памяти Императорской гвардии инициатива сооружения в Москве памятника воинам, погибшим в Первую мировую войну.

Залог успеха наших действий - активное участие в них молодежи. Считаем важным продолжать активные контакты между общественными объединениями и молодыми лидерами стран СНГ, поддерживать молодежное волонтерское движение и студенческие отряды, развивать молодежный туризм, создавать сетевые сообщества и организации молодежных обменов. Все эти шаги предусмотрены в Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников Содружества на период до 2020 г., которая одобрена и уже реализуется.

Заметным событием стало создание Молодежной межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. По итогам ее первых двух заседаний, состоявшихся в марте и ноябре 2013 г. в Санкт-Петербурге, отмечаем возрастающую заинтересованность к этому формату со стороны молодых парламентариев.

Перспективным видится и направление создания некоммерческих организаций (НКО), объединяющих молодых людей из разных стран СНГ. Хороший пример – Международная молодежная общественная организация «Содружество».

Ценим работу с представителями медийных НПО. Важную роль в сохранении профессиональных ценностей отечественной журналистики и обеспечении принципа неделимости прав и обязанностей в информационном пространстве может сыграть именно этот формат. Речь идет, с одной стороны, о сочетании свободы доступа к информации и знаниям и уважения права неприкосновенности частной жизни, тайны переписки и защиты персональных данных – с другой.

В нашем взаимодействии с НПО важной составляющей является содействие в подключении этих организаций к мероприятиям в рамках неправительственных сегментов различных международных форумов. Традиционным стало участие отечественных экспертов в составе российской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Динамика серьезная – в 2008 г. таких организаций было представлено четыре, в 2009 г. – 12, а в ходе нынешней, 68-й сессии, экспертную поддержку нашей делегации оказывают уже 20 структур гражданского общества. Думаю, это не предел.

Положительно оцениваем предоставление российским НПО консультативного статуса при ЭКОСОС. К июлю с.г. число таких структур составит 58. Но это лишь полтора процента от общего числа неправительственных организаций, имеющих подобный статус при ЭКОСОС. Мы заинтересованы, чтобы российских НПО в общем количестве имеющих статус было больше. Призываем тех, кто в этом заинтересован, подавать соответствующие заявки, а мы будем вам активно помогать.

Хотел бы также предложить подумать об активизации работы по линии гражданских обществ стран БРИКС, очередной саммит которого пройдет в июле текущего года в Бразилии. Уверен, что организации гражданского общества могли бы воспользоваться такой интересной площадкой для расширения контактов с коллегами из стран БРИКС, где проживает около 3 млрд. человек. Хорошую возможность для развития взаимодействия по этому каналу предоставит председательство России в БРИКС в 2015 г. При подготовке программы российского председательства в этом форуме мы - как и в других случаях - будем заинтересованы и готовы рассмотреть пожелания НПО по ее содержательному наполнению в части, касающейся социально-гуманитарной, культурной и информационной областей.