МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Венесуэлы Э.Хауа, Москва, 29 мая 2014 года


1304-29-05-2014

Уважаемые дамы и господа,

Венесуэла – один из ключевых партнеров России в Латинской Америке. Нас объединяют отношения дружбы, сотрудничества, высокая степень взаимопонимания, готовность помогать друг другу, координировать подходы по самому широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес.

Сегодня мы рассмотрели все направления нашего партнерства, коснулись его торгово-экономической составляющей. Однако детально это тема будет обсуждаться в рамках X заседания Межправительственной комиссии высокого уровня, которая состоится завтра (сопредседателями комиссии являются с венесуэльской стороны Э.Хауа, а с российской– Министр промышленности и торговли Д.В.Мантуров).

Обменялись мнениями о ходе реализации Плана консультаций между министерствами иностранных дел наших стран на период 2011-2014 гг. Все предусмотренные мероприятия выполняются. Помимо запланированных консультаций осуществляются текущие контакты по любым возникающим вопросам, требующим срочного согласования. Сегодня мы подписали новый солидный документ – План консультаций на очередные четыре года – (2015-2018 гг.), который призван способствовать дальнейшему углублению взаимодействия между внешнеполитическими ведомствами.

Подтвердили нашу солидарность с Правительством Н.Мадуро в его усилиях по преодолению в Венесуэле известных трудностей по налаживанию общенационального диалога при содействии Союза южноамериканских наций и Ватикана, продвижению переговорного процесса между правительством и конструктивно настроенной оппозицией. Исходим из того, что все вопросы должны решаться исключительно в конституционном поле без какого-либо вмешательства извне, включая санкции или угрозы их применения. Сегодня мы об этом твердо заявили, и данная тема будет отражена в отдельном сообщении по итогам сегодняшних переговоров.

В международных делах у нас совпадают подходы по ключевым вопросам, прежде всего, в том, что касается укрепления центральной координирующей роли ООН, уважения ее решений, необходимости коллективного поиска ответов на вызовы и угрозы современности, отказа от противоправных односторонних действий и претензий на чью-либо исключительность и вседозволенность.

Признательны партнерам за неизменную поддержку российских инициатив в ООН. Особо выделю твердую поддержку Венесуэлы вместе с большой группой других государств российской резолюции, которую мы ежегодно продвигаем на Генеральной Ассамблее ООН, по недопущению героизации нацизма и противодействию тенденциям, которые, к сожалению, все чаще дающим о себе знать в Европе и – как мы это конкретно наблюдаем – на Украине.

В отношении региональной проблематики Россия подтвердила заинтересованность в том, чтобы Латинская Америка, чей авторитет и влияние в мировых делах растут, становилась важным фактором в процессе формирования более справедливой, демократичной и полицентричной системы мироустройства. Наши отношения с Латинской Америкой многогранны. Помимо двусторонних связей практически с каждым из государств региона мы активно осваиваем площадку взаимодействия с интеграционными объединениями на континенте. У нас готовится договоренность о создании механизма политического диалога с Сообществом латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК). Заинтересованы в развитии контактов с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) как по линии Российской Федерации, так и между МЕРКОСУР и интеграционными объединениями на Евразийском пространстве (имею в виду Таможенный союз и создаваемый с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз, о чем сегодня в Астане подписывается соответствующий Договор).

Обсудили ситуацию на Украине. Подчеркнули необходимость скорейшего прекращения использования армии против населения и любого другого насилия, запуска в ближайшее время общеукраинского диалога с целью обеспечения безопасности, прав и интересов всех без исключения граждан, проведения конституционной реформы, в которой обеспечивался бы баланс интересов всех украинцев и регионов этой страны. Признательны Венесуэле за ответственную и принципиальную позицию по украинскому вопросу на международных форумах, в том числе при голосования 27 марта с.г. на заседании ГА ООН.

Уважаемые коллеги,

Сегодня мы вспоминали историческую роль, которую сыграл У.Чавес – большой и искренний друг России – в наращивании стратегического партнерства между нашими странами. В июле нынешнего года исполняется 60 лет со дня его рождения. В этой связи в России и Венесуэле готовится целый ряд памятных мероприятий. К 60-летию со дня рождения У.Чавеса будет приурочен выпуск российской почтовой марки. Я передал Э.Хауа эскиз такой марки, который, по-моему, ему понравился.

Убежден, что состоявшиеся сегодня переговоры будут способствовать дальнейшему углублению нашего партнерства на благо наших стран и народов.

Вопрос (обоим министрам): Россия и Венесуэла еще при Президенте У.Чавесе установили беспрецедентные двусторонние отношения. Каковы их перспективы в тогрово-экономической, политической и гуманитарной сферах?

С.В.Лавров (отвечает после Э.Хауа): Я поддерживаю сказанное Министром Э.Хауа. Отношения между нашими странами – это отношения стратегического партнерства. Они многогранны и охватывают все сферы жизнедеятельности государств и общения народов. Действует Межправительственная Российско-Венесуэльская Комиссия высокого уровня, которая занимается целенаправленным развитием торгово-экономических и инвестиционных связей и обеспечением государственной поддержки деятельности бизнеса. Эти усилия дают результаты. Уверен, что завтра по итогам заседания Комиссии мы узнаем о дополнительных договоренностях, которые будут продвигать вперед наше стратегическое партнерство в сфере экономики.

Центральным направлением является энергетика. Здесь уже осуществляется ряд проектов в нефтегазовой сфере, разведке месторождений (в том числе на шельфе) и совместного их освоения, электроэнергетике и других направлениях.

Интенсифицируется банковское сотрудничество: создается совместное банковское учреждение. Развиваются кредитные отношения. Осуществляется взаимодействие в сфере реализации проектов жилищного строительства, что так необходимо для претворения в жизнь планов венесуэльского руководства в этой сфере. Расширяется подготовка кадров для гражданских специальностей и правоохранительных органов Венесуэлы, а также по военной линии. Присутствие в прибывшей сегодня в Москву делегации Министра обороны Венесуэлы К.Мелендес подчеркивает значение нашего совместного взаимодействия и этой сфере: обмен опытом, взаимное участие в учениях и, как я уже сказал, подготовка военных кадров. Рассчитываем, что наши венесуэльские коллеги примут участие в очередном танковом биатлоне, проведение которого Министерство обороны России планирует на лето этого года.

Повышенное внимание уделяется гуманитарным контактам между нашими странами. Мы будем делать все, чтобы свободный режим посещения для граждан, который сейчас существует, помогал завязывать новые контакты, в том числе в сфере искусства и литературы.

Наши страны развивают туризм. В этой области много неиспользованных резервов, но все это в наших планах.

Что касается взаимодействия на международной арене – мы об этом уже говорили. У нас регулярные интенсивные контакты, которые позволяют на всех этапах в режиме реального времени «сверять часы» в том, что касается выполнения договоренностей, достигнутых в ходе визита Президента Венесуэлы Н.Мадуро в Россию в июле 2013г. и по итогам регулярного обмена посланиями и общения по телефону между лидерами наших стран.

Вопрос: Какова позиция России в отношении того, что должно было сделать Правительство Венесуэлы, в частности Президент Н.Мадуро, против вмешательства США во внутренние дела Венесуэлы?

С.В.Лавров: Любой уважающий свой народ руководитель, какую бы страну он ни возглавлял, будет выступать против вмешательства во внутренние дела своего государства. Здесь нет ничего удивительного. Невмешательство во внутренние дела суверенных государств – один из принципов, на которых зиждется Устав ООН, и мы его последовательно отстаиваем. Он не означает, что всем нужно закрыться от внешнего мира и не показывать, что происходит в твоей стране. Наоборот, открытость не имеет ничего общего с приглашением для вмешательства во внутренние дела. Россия и Венесуэла открыты для внешнего мира. Мы хотим, чтобы видели, как наши народы решают стоящие перед ними задачи, чтобы наши народы дружили между собой, осуществлялось как можно больше обменов по линии гражданского общества, но чтобы эти обмены были честными и такими же открытыми, как наши предложения о контактах. Мы хотим развивать связи в целях укрепления дружбы, сотрудничества, реализации взаимовыгодных начинаний – мы двумя руками «за», на сто процентов поддержим любые подобные инициативы. Когда же эта открытость используется для продвижения чужой повестки дня, за которую граждане России, Венесуэлы и любого другого государства, подвергаемого внешнему вмешательству, не голосовали, это является нарушением Устава ООН и законов страны, в отношении которой предпринимаются подобные попытки.

Вопрос: Вчера в своем выступлении Президент США Б.Обама заявил, что действия США и их союзников позволили изолировать Россию на международной арене в связи с кризисом на Украине. Как бы Вы могли прокомментировать эти слова?

С.В.Лавров: Долго комментировать не буду. Президент России В.В.Путин на днях, отвечая на похожий вопрос, сказал, что такую страну как Россия изолировать невозможно. Это нереалистичная задача, и даже ставить ее не получается.

Для того чтобы понять, удалось ли изолировать Россию, достаточно было посетить Санкт-Петербургский международный экономический форум, увидеть огромное количество гостей из самых разных зарубежных государств и почувствовать атмосферу этого мероприятия, в которой преобладали две вещи: предельно деловой настрой и чувство юмора. Сочетание двух этих факторов дает ответ на вопрос, получилось ли у кого-то изолировать Россию.

Вопрос: Вчера Постоянный представитель России при ООН В.И.Чуркин заявил о необходимости вмешательства данной организации и, в частности, непосредственно ее Генерального секретаря Пан Ги Муна в разрешение украинского кризиса. В какой форме, с точки зрения российской стороны, может быть осуществлено данное вмешательство ООН?

С.В.Лавров: Мы не навязываем конкретной формы, но явно ощущаем необходимость дополнительного толчка со стороны международного сообщества.

Соглашение от 21 февраля с.г. между В.Ф.Януковичем и тремя в то время оппозиционными лидерами было поддержано европейскими министрами, но никоим образом не выполнялось и фактически было выброшено через день после его подписания, когда был совершен госпереворот. Женевский документ от 17 апреля с.г., составленный с участием России, США и ЕС, тоже не выполняется. На основе этого документа швейцарское председательство ОБСЕ подготовило «дорожную карту», обнародовав ее после посещения Москвы 7 мая с.г. Президентом Швейцарии Д.Буркхальтером. Ее поддержали все, кроме украинского правительства, заявившего, что у них есть своя «дорожная карта», во многом перекликающаяся с швейцарской, но имеющая и свои особые черты. Если сравнить эти документы, то разница там, прежде всего, в том, что украинцы не выносят на первый план прекращение насилия в тех действиях, которых от нее ждет международное сообщество.

Последнее заявление со стороны киевских руководителей, к огромному сожалению нашему и многих других партнеров, свидетельствует о том, что они хотят довести до конца (непонятно, какого) т.н. «антитеррористическую» операцию. Продолжают поступать сообщения о гибели людей, возникающих проблемах с наблюдателями ОБСЕ. До сих пор, как я уже несколько раз говорил, не ратифицирован меморандум между Украиной и ОБСЕ, закрепляющий обязанности принимающей стороны обеспечивать безопасность и иммунитеты наблюдателей данной Организации.

Получается, мы не можем добиться выполнения подписываемых документов от 21 февраля и 17 апреля, «дорожной карты», ратификации документа, фиксирующего статус международных наблюдателей на Украине. Простыми уговорами уже не сдвинуть дело с мертвой точки. Нужны более эффективные посреднические усилия для прекращения насилия, включая, прежде всего, карательную операцию, и начала взаимоуважительного диалога, без наклеивания ярлыков.

После заявления новых властей Украины о готовности разговаривать со всеми, кроме террористов и сепаратистов, даже представители ОБСЕ призвали киевских руководителей не использовать такие термины, а вовлечь в диалог, постараться услышать и понять всех без исключения представителей регионов, требующих вполне конкретные и понятные вещи: право избирать руководителей в регионах; пользоваться русским и другими языками меньшинств на Украине; большие полномочия, в том числе в сфере использования поступающих за счет налогооблажения средств. Почему об этом нельзя говорить откровенно и взаимоуважительно, почему для начала такого разговора нужно сперва одержать победу, по сути дела, в гражданской войне и насколько это будет способствовать созданию необходимой атмосферы для переговоров – ответов на эти вопросы нет.

Безусловно, важнейшей частью процесса, который должен быть начат как можно скорее, является расследование совершенных на Украине преступлений. В рамках Совета Европы есть группа, созданная для расследования событий 18-20 февраля с.г. на майдане. На днях П.Порошенко заявил о готовности расширить полномочия данной группы на расследование трагедий Одессы и Мариуполя, пригласить для участия в этих мероприятиях международных экспертов из Германии и других стран ЕС, России, Израиля, но ничего не происходит. Разговоры остаются разговорами. 19 мая я направил письма Генеральному секретарю ООН, Генеральному секретарю и Председателю ОБСЕ, Генеральному секретарю СЕ, Верховному комиссару ООН по правам человека с призывом обеспечить беспристрастное международное расследование, учитывая колоссальный украинский и международный резонанс произошедшего в Одессе. Вчера мы напомнили об этом руководителям упомянутых уважаемых организаций. Как минимум, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун мог бы проявить настойчивость в том, чтобы сделать расследование одесской трагедии транспарентным, беспристрастным и справедливым. Это один конкретный вопрос в качестве пожелания, и уверен, что он по плечу руководителю ведущей международной Организации.