МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова норвежской газете «Верденс ганг», 25 октября 2014 года


2470-25-10-2014

Вопрос: Перед какими наибольшими политическими вызовами стоит сегодня мир?

С.В.Лавров: Мир вступил в переходный период и, судя по всему, речь идет не просто об очередном историческом этапе, а о смене эпох. Происходит перераспределение глобального баланса сил, формируется новая полицентричная система мироустройства.

Международная ситуация характеризуется нарастающей турбулентностью и непредсказуемостью, обострением глобальной конкуренции, которая охватывает не только сферы экономики и политики, но также ценностные ориентиры и модели развития.

Формирование нового мира сопряжено и с другими многочисленными явлениями, которые делают картину международных отношений намного более сложной и многомерной, чем раньше. Накапливаются такие трансграничные вызовы, как опасность распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм, наркоторговля, организованная преступность, дефицит ресурсов и продовольствия, массовые эпидемии, незаконная миграция, изменение климата и многое другое.

Расширяются конфликтные зоны, которые зачастую возникают из-за обострения внутригосударственных кризисов на межэтнической, межконфессиональной основе. В ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки рвутся к власти религиозные экстремисты, в том числе объединенные в такие террористические организации, как так называемое «Исламское государство». Все это ведет к накоплению элементов хаоса и анархии в мировых делах.

Очевидно, что решения проблем современного мира могут быть найдены только коллективными усилиями международного сообщества при опоре на международное право и центральную роль ООН, через кропотливую и профессиональную выработку совместных подходов, без двойных стандартов.

К сожалению, мы видим попытки США, других западных государств навязывать свои рецепты всем остальным, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств ради достижения геополитических целей, вольно обращаясь при этом с ключевыми принципами международного права. Осуществление такой линии привело к бомбардировкам Югославии, вторжению в Ирак, нападению на Ливию, дестабилизации Сирии. Все это нанесло сильнейший удар по международной стабильности.

Со своей стороны Россия намерена и впредь продвигать позитивную, объединительную повестку дня в международных делах. Мы готовы к наращиванию отношений со всеми государствами и их объединениями, проявляющими к этому встречное стремление, разумеется, на основе равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов друг друга.

Вопрос: Ваш визит в Киркенес 25 октября для того, чтобы отдать дань памяти русским солдатам, выбившим нацистов с территории Северной Норвегии, ценится очень высоко. Как и послание Президента В.В.Путина директору музея «Кон-Тики», в котором отмечены заслуги Т.Хейердала. Несмотря на недавний обмен санкциями между Россией и Норвегией, существует ли сегодня возможность для изменения ситуации в сторону наращивания диалога, сотрудничества и взаимопонимания между нашими странами? Что Вы подчеркнете в ходе переговоров с Вашим коллегой Бёрге Бренде во время встречи в Финнмарке?

С.В.Лавров: Прежде всего хотел бы подчеркнуть значение 70-летия освобождения восточного Финнмарка для российско-норвежских отношений. Этот юбилей дал нам прекрасную возможность увидеть проявление взаимных теплых и искренних чувств народов наших стран.

Впечатляет масштаб приуроченных к этой памятной дате мероприятий, а также уровень вовлеченности простых норвежцев в организацию и проведение торжеств. Видим в этом свидетельство огромного уважения и благодарности к подвигу солдат-освободителей, которое также проявляется в заботливом уходе за советскими воинскими захоронениями, в других направлениях работы по сохранению исторической памяти.

Все это – ценный элемент общего исторического наследия наших стран, тот фундамент, на котором строятся связи между Россией и Норвегией сегодня и на перспективу.

Мой приезд в Киркенес и переговоры с Министром иностранных дел Норвегии Б.Бренде подтверждают стремление к продолжению российско-норвежского диалога по широкому кругу вопросов. Сохранение духа сотрудничества и готовность к обсуждению любых тем, к тесному взаимодействию с учетом национальных интересов наших стран особенно важны в нынешнее непростое время. Это – главный тезис, который я постараюсь донести до моего норвежского коллеги.

Что касается санкций, то мы – принципиальные противники подобных методов, считаем их во всех смыслах контрпродуктивными. Раскручивание санкционной спирали ведет в тупик, не помогает урегулированию проблем, а, наоборот, создает дополнительные препятствия на пути их разрешения. Поскольку санкции ЕС и присоединившихся к ним стран преследовали, среди прочего, цель ухудшить условия кредитования российских сельхозпроизводителей, мы были вынуждены принять в ответ защитные меры для поддержки их позиций от недобросовестной конкуренции.

Вопрос: Планируется реализация нескольких двусторонних проектов на Севере, что произойдет с ними теперь? Как бы Вы охарактеризовали состояние двусторонних отношений России с Норвегией на данном этапе?

С.В.Лавров: Таких проектов очень много. Часть из них уже находится в различной стадии практической реализации.

Наше соседство на Севере, наличие у обеих стран колоссальных природных ресурсов, схожие социально-экономические задачи предполагают плотное сотрудничество. Это касается таких важнейших областей, как эффективное и экологически безопасное освоение нефтегазовых месторождений, развитие транспортно-логистической системы, в том числе связанной с активизацией хозяйственного использования районов Крайнего Севера, сохранение и устойчивое управление совместными рыбными запасами, охрана окружающей среды, в частности – морской, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, развитие северных регионов наших стран.

Плодотворное решение текущих задач на этих направлениях требует от нас развития тесного сотрудничества. Понимание этой необходимости и должно определять главный вектор наших взаимных усилий.

Все, что этому мешает, работает против интересов и России, и Норвегии. Это, прежде всего, искусственные ограничения, которым, исходя из евроатлантической солидарности и со ссылкой на украинский кризис, были подвергнуты отдельные направления двустороннего взаимодействия.

Российско-норвежские отношения мы расцениваем как партнерские, построенные на логике взаимного уважения и учета интересов друг друга. Однако нельзя не заметить растущего влияния на наше взаимодействие внешних факторов. Исходим из того, что в наших общих интересах – освободить магистраль развития нашего сотрудничества от неблагоприятной конъюнктуры. Верим, что это будет сделано в ближайшее время.

Вопрос: Новый президент Украины хочет достичь договоренности с ЕС. Ваше мнение по этому вопросу.

С.В.Лавров: В качестве повода для раскручивания антиправительственных выступлений в Киеве осенью прошлого года было использовано решение законно избранного президента В.Януковича отложить подписание экономического блока Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, что было продиктовано естественным стремлением обеспечить баланс между обязательствами Украины перед ее торгово-экономическими партнерами на Востоке и на Западе. Недавно по сути такое же решение об отсрочке применения экономических статей Соглашения об ассоциации ЕС-Украина более чем на год, до 1 января 2016 года, достигнуто между Россией, Евросоюзом и Украиной. Спрашивается, зачем надо было поддерживать антиконституционный государственный переворот в Киеве, осуществленный при поддержке ультранационалистических, неонацистских сил, разрушать хрупкое равновесие в украинском обществе, сталкивать страну в пучину братоубийственного конфликта?

Подчеркну: мы никогда не ставили под вопрос право Украины развивать партнерские отношения с Евросоюзом. Речь лишь о том, что это не должно наносить ущерба России, ее партнерам по Таможенному союзу и всем членам зоны свободной торговли СНГ, куда входит и Украина, не должно создавать обходные пути для беспошлинного ввоза на нашу территорию дешевых европейских товаров. Надеемся, что на предстоящих переговорах удастся выйти на взаимоприемлемые развязки.

Главное сегодня – преодоление острейшего кризиса на Украине. Для этого существуют реальные предпосылки. Минские договоренности от 5 и 19 сентября и продолжающийся на их основе процесс по обеспечению устойчивого прекращения огня, разведению сторон, отводу тяжелых вооружений и обеспечении мониторинга обстановки по линии ОБСЕ играют важную роль для создания условий долгосрочного мирного урегулирования внутриукраинского кризиса. Сейчас необходимо поддержать завязывающиеся контакты между представителями Киева, ЛНР и ДНР, а затем – выйти на всеобъемлющий политический диалог в целях поиска путей национального согласия и проведения конституционной реформы с участием всех регионов и политических сил Украины в соответствии с обязательствами Киева по Женевскому заявлению от 17 апреля 2014 года.

Вопрос: Сирия. Есть ли надежда на дипломатическое урегулирование конфликта? Ваше видение ситуации на Ближнем Востоке и ведения боевых действий «Исламским государством»?

С.В.Лавров: Ситуация в Сирии в последнее время характеризуется резкой активизацией деятельности террористической группировки так называемого «Исламского государства». Раскручивается маховик насилия. Множатся человеческие жертвы, разрушаются многие жизненно важные объекты инфраструктуры, миллионы людей стали внутренне перемещенными лицами или беженцами в соседних государствах.

Очевидно, что этот кровопролитный внутренний вооруженный конфликт не имеет силового решения. С самого начала наша страна последовательно проводит линию на его урегулирование мирным путем. При этом исходим из того, что будущее своей страны должны определить сами сирийцы через инклюзивный национальный диалог, без вмешательства извне. Задача внешних участников – побуждать сирийские стороны продолжать усилия по поиску выхода на общие знаменатели с целью прекращения насилия и стабилизации обстановки в стране.

Со своей стороны будем и впредь оказывать содействие сирийцам в нахождении приемлемых для них политических развязок, готовы к продолжению совместной работы с партнерами в интересах обеспечения всеобъемлющего политического урегулирования на основе полного выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.

Урегулирование сирийского конфликта невозможно без объединения усилий международного сообщества в борьбе с экстремизмом и терроризмом – серьезной опасностью, с которой столкнулся регион Ближнего Востока. Экстремистская группировка ИГИЛ показывает, что процессы самоорганизации боевиков вышли на качественно новый уровень. Террористы приступили к формированию собственного государственного образования. На подконтрольных территориях узаконены рабство и торговля людьми, принадлежность к другой религии, к инакомыслию являются основанием для преследования и убийства.

Россия оказывает последовательную поддержку правительствам Ирака и Сирии в их противостоянии рвущимся к власти религиозным экстремистам. Выступаем за консолидацию международных усилий по противодействию общей для всех террористической угрозе. При этом наша страна не принимает участия в возглавляемой США международной коалиции, которая приступила к нанесению ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков, в том числе в Сирии. Убеждены, что антитеррористические усилия должны выстраиваться на прочной основе международного права под эгидой СБ ООН как органа, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Серьезные вопросы вызывает практика нанесения американцами авиаударов по позициям ИГИЛ на сирийской территории без согласования с правительством Сирии.

Стремительная деградация обстановки на Ближнем Востоке требует комплексного анализа, в ходе которого необходимо рассмотреть во взаимосвязи все острые проблемы, от которых страдает регион, и выработки всеобъемлющей стратегии, включающей адекватные меры содействия его народам в обеспечении мира и устойчивого развития. Мы предложили провести такое глубокое исследование угроз экстремизма и терроризма на пространстве БВСА во всей их совокупности под эгидой Совета Безопасности ООН, разработать комплексные меры, включая конкретные шаги по пресечению финансирования террористов и поставок им оружия, недопущению торговли нефтью с захваченных террористами месторождений. Важнейшее значение имеет борьба с идеологией экстремизма. При этом необходимо не обходить вниманием задачу вывода из тупика процесса ближневосточного урегулирования. Нерешенность палестинской проблемы остается одним из главных факторов, позволяющих экстремистам зомбировать молодежь и вербовать новых сторонников в свои ряды.