МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 5 марта 2015 года


398-05-03-2015


О рабочем визите в Россию Министра иностранных дел и сотрудничества Испании Х.М.Гарсии-Маргальо

8-10 марта состоится визит Министра иностранных дел и сотрудничества Испании Х.М.Гарсии-Маргальо в Российскую Федерацию (рабочая его часть пройдет 10 марта). Предстоят обстоятельные переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

Визит Министра иностранных дел Испании призван придать новый импульс российско-испанским отношениям по всем азимутам, способствовать укреплению нашего сотрудничества и взаимодействия на международной арене.

Особенно хотел бы отметить, что министры обменяются мнениями о состоянии отношений России с Европейским союзом под углом зрения содействия их нормализации, наметят пути взаимодействия в ООН в период непостоянного членства Испании в Совете Безопасности в 2015-2016 гг.


О предстоящем визите Министра иностранных дел Республики Абхазия в Российскую Федерацию

11 марта с рабочим визитом в Москве будет находиться Министр иностранных дел Республики Абхазия В.А.Чирикба. В этот день в Особняке МИД России пройдут переговоры с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым. Состоится обстоятельный обмен мнениями по широкой повестке двусторонних отношений, о путях их дальнейшего продвижения.

Особое внимание будет уделено совершенствованию внешнеполитической координации в региональных делах (в том числе на площадке Женевских дискуссий), а также в вопросах укрепления международных позиций Абхазии.


О заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

11 марта Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет очередное заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Предстоит подвести итоги реализации в 2014 году Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обсудить концепцию пятого Всемирного конгресса соотечественников, намеченного на октябрь с.г., а также ход подготовки Международной конференции «Российская эмиграция в борьбе с фашизмом», которая пройдет в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в мае с.г.


О визите Министра иностранных дел Королевства Бахрейн в Российскую Федерацию

16-17 марта пройдет рабочий визит в Россию Министра иностранных дел Королевства Бахрейн Х.Аль-Халифы. В ходе пребывания главы внешнеполитического ведомства Бахрейна в Москве на 16 марта запланированы переговоры с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым.

Предстоящие консультации мы рассматриваем в контексте успешно развивающегося двустороннего диалога по широкому кругу вопросов региональной и международной повестки дня. Обмен мнениями позволит оценить ход выполнения договоренностей, достигнутых во время состоявшихся в 2014 г. визитов в Российскую Федерацию Короля Бахрейна Халеда Аль-Халифы и Наследного принца Бахрейна Сальмана Аль-Халифы, в том числе в плане практической реализации заделов для наращивания двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, энергетической и инвестиционной сферах.


О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел, франкофонии и регионального сотрудничества Габонской Республики

17-19 марта по приглашению Министра иностранных дел России С.В.Лаврова Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел, франкофонии и регионального сотрудничества Габонской Республики Э.Иссозе Нгонде.

В ходе переговоров 18 марта С.В.Лавров и Э.Иссозе Нгонде обсудят широкий спектр вопросов расширения двусторонних связей в политической, торгово-экономической и культурной сферах. Предстоит углубленный обмен мнениями по ключевым темам мировой и африканской повестки дня с акцентом на разблокирование кризисных ситуаций в Африке.


О встрече в Берлине высоких представителей МИД стран «нормандской четверки»

В соответствии с договоренностью, достигнутой в ходе состоявшегося 2 марта телефонного разговора Президента Российской Федерации В.В.Путина, Федерального канцлера ФРГ А.Меркель, Президента Французской Республики Ф.Олланда и Президента Украины П.А.Порошенко, в Берлине 6 марта пройдет встреча высоких представителей МИД стран «нормандской четверки». Ее участники планируют обсудить некоторые практические аспекты процесса урегулирования украинского кризиса в контексте реализации Минских соглашений от 12 февраля с.г.

Российскую делегацию возглавит статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Г.Б.Карасин.


О ходе выполнения сторонами украинского конфликта Минских договоренностей от 12 февраля

Внимательно следим за их докладами о ситуации с выполнением Минских договоренностей от 12 февраля. Миссии поручено наблюдать за тем, как стороны украинского конфликта выполняют обязательства по соблюдению режима прекращения огня, отводу тяжелых вооружений и обмену пленными. Сейчас содействие полной и своевременной реализации Минских договоренностей от 12 февраля является наиглавнейшей задачей миссии.

К сожалению, миссия ОБСЕ не сразу проявила должное стремление к выполнению своих функций, которые были определены в Минских договоренностях. Пришлось обратить внимание руководства миссии и Действующее сербское председательство, также Секретариат ОБСЕ на недопустимость уклонения от поставленных задач под надуманными предлогами. Были не обоснованы требования миссии к представителям ДНР и ЛНР предоставить полные данные о местах нахождения вооружений, маршрутах и времени их отвода и пунктах складирования. Ничего этого Минскими договоренностями от 12 февраля не предусмотрено. Миссия ОБСЕ должна следить за «чистотой» зоны безопасности, а не за новыми местами дислокации вооружений, хотя на добровольной основе руководство ДНР и ЛНР предоставили миссии необходимую дополнительную информацию.

Сейчас ситуация с наблюдением выправляется, о чем свидетельствуют последние отчеты миссии ОБСЕ. Надеемся, что руководство миссии будет следовать своим заявлениям и приложит необходимые усилия для выполнения функций мониторинга и верификации режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения. В условиях хрупкого перемирия на Юго-Востоке Украины деятельность наблюдателей ОБСЕ должна быть беспристрастной, хорошо отлаженной и носить системный характер. Важно одинаково наблюдать за отводом вооружений обеими сторонами конфликта, объективно и в полной мере отражать в отчетах ход выполнения обязательств украинских сторон конфликта.

В свою очередь будем продолжать оказывать миссии ОБСЕ на Украине всю необходимую поддержку.


О военной помощи США Украине

На фоне достаточно успешного выполнения договоренности о прекращении огня на Донбассе, достигнутой 12 февраля в Минске при содействии лидеров стран «нормандского формата», вызывают самую серьезную озабоченность тиражируемые сообщения о намерениях США начать массированную поставку вооружений на Украину. В американском Конгрессе даже разрабатывается специальный закон, предусматривающий выделение 1 млрд.долларов США на оснащение и обучение украинских войск, как будто в Вашингтоне собрались их взять на полное содержание.

Более того, по имеющимся данным, в эти дни на Яворовский полигон в Львовской области перебрасывается до 300 военнослужащих 173-й воздушно-десантной бригады вооруженных сил США, расквартированной в Италии, которые будут обучать украинских солдат обращению с заокеанской боевой техникой. Таким образом американские военные уже находятся на Украине. Очевидно, что они собираются принести в эту страну отнюдь не мир.

Хотелось бы, чтобы киевские власти и весь украинский народ задумались над последствиями таких шагов. Пожар гражданской войны оружием не погасить. Это можно сделать только через политический диалог между противостоящими сторонами.

Кроме того, вновь предупреждаем Вашингтон о колоссальном ущербе для наших двусторонних отношений, если жителей Донбасса начнут убивать из американского оружия. Поставки вооружений чреваты не только срывом перемирия и новой эскалацией на Юго-Востоке, но и угрожают безопасности Российской Федерации, о чем мы не раз говорили, и территория нашей страны, как известно, многократно подвергалась обстрелам с украинской стороны.


Об интервью бывшего председателя меджлиса крымско-татарского народа М.Джемилева французскому ежеквартальному журналу «Международная политика»

Хотел отреагировать на развернутое интервью бывшего председателя меджлиса крымско-­татарского народа М.Джемилева французскому ежеквартальному журналу «Международная политика». Одна из ключевых фраз интервью – «98% крымских татар хотят возвращения Крыма в состав Украины, так как вынуждены жить в атмосфере террора, создаваемого оккупационными властями».

В этой связи обратил бы внимание на то, что после воссоединения Крыма с Россией все чаще предпринимаются попытки политизировать вопрос о крымских татарах, использовать крымско-татарский народ в качестве разменной монеты при реализации своих узкокорыстных политических интересов. Некоторые наши партнеры проводят линию на закрепление в международном общественном сознании статуса «выразителя интересов всех крымских татар» именно М.Джемилева. Его провокационные действия, осуществляемые при поддержке западных спонсоров, и антироссийские заявления на международных площадках не способствуют обеспечению спокойной и благополучной жизни крымских татар. Скорее наоборот – ведут к обострению на полуострове межэтнических отношений.

Отмечаем полную безосновательность утверждений М.Джемилева о якобы имеющих место на территории Крыма «массовых похищениях крымских татар» и «многочисленных незаконных обысках и арестах крымско-татарских активистов». Вбрасываемый М.Джемилевым тезис о ширящихся настроениях крымских татар в пользу возвращения Крыма в состав Украины грубо искажает действительность.

Гражданин Украины и депутат украинской Верховной Рады М.Джемилев известен своими оголтелыми антироссийскими и русофобскими взглядами. Ввиду его провокационных деятельности и заявлений М.Джемилеву в апреле 2014 г. на пять лет был запрещен въезд на территорию Российской Федерации.

М.Джемилев развил бурную активность после назначения его уполномоченным Президента Украины по делам крымско-татарского народа. Он стремится создать в Крыму опасный очаг сепаратизма и подменить таким образом идею национально-культурной автономии местных татар национально-территориальной. В настоящее время пытается протолкнуть идею поселения крымских татар в Херсонскую область Украины и размещения там органов самоуправления «властей Крыма в изгнании» (в райцентр Геническ Херсонской области уже перенесена штаб-квартира меджлиса).

Стоит отметить, что М.Джемилев не пользуется поддержкой значительной части крымско-татарского населения. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, несмотря на его призывы бойкотировать референдум о воссоединении Крыма с Россией 16 марта 2014 г., большинство крымских татар поддержало вхождение полуострова в состав Российской Федерации.

М.Джемилев сознательно игнорирует то обстоятельство, что значительная часть крымско-татарской общины пошла на диалог с федеральным Центром, направив своих представителей для работы на руководящих должностях в Республике Крым, а также приняла активное участие в прошедших 14 сентября 2014 г. выборах в местные органы власти.

Безапелляционные заявления М.Джемилева говорят о его оторванности от сложившихся реалий жизни в Крыму. Иначе он должен был бы знать, что в настоящее время решению вопроса об учете культурных, религиозных и иных интересов крымских татар, проживающих на территории Крыма, придается приоритетное значение российским руководством. На полуострове развернута работа по формированию полноценной национально-культурной автономии крымско­-татарского народа. Крымско-татарский язык признан государственным языком Республики Крым наравне с русским и украинским, чего не было раньше.

21 апреля 2014 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал специальный Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», на основе которого разрабатывается комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению народов, подвергшихся незаконным политическим репрессиям по национальному и иным признакам, в том числе административным высылкам.

Упомянутый президентский указ лежит в основе системных мероприятий, связанных с комплексной реабилитацией крымско-татарского народа – как политической, так и экономической – на базе Федеральной целевой программы по развитию Крыма до 2020 г., принятой 11 августа 2014 г. с объемом финансирования 681 млрд. рублей.

Вынуждены констатировать, что целью последних высказываний М.Джемилева в интервью французскому журналу «Международная политика» является искажение реальной ситуации в Крыму, очернение работы местных властей по улучшению положения крымских татар и попытка обострить межэтнические отношения на полуострове.


О заявлении представителя Европейского союза

В МИД России обратили внимание на заявление представителя Евросоюза на заседании 69-й сессии Генассамблеи ООН 26 февраля с.г. при принятии резолюции о 70-летии окончания Второй мировой войны. Напомню, что это резолюция была принята по инициативе Российской Федерации. Представитель Европейского союза заявил о том, что завершение войны якобы принесло многим европейским странам не свободу, а новые преступления против человечности. Ранее схожие тезисы прозвучали со стороны представителей Евросоюза и при принятии резолюции ГА ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которая была принята в ноябре 2014 г., а также при одобрении министерской декларации о 70-летии окончания Второй мировой войны на СМИД ОБСЕ в швейцарском Базеле в декабре 2014 г. так что заявление представителя ЕС в ООН – отнюдь не случайность.

Выражаем возмущение и решительное несогласие с этой произвольной и кощунственной псевдоюридической квалификацией. Сожалеем, что ЕС вновь пошел на поводу у некоторых своих членов, одержимых антироссийскими устремлениями, и позволили себе абсолютно недопустимую трактовку событий, связанных со Второй мировой войной.

Хорошо известно, что после освобождения Красной Армией оккупированных частей СССР и стран Восточной Европы были собраны и задокументированы многочисленные свидетельства зверств и преступлений против человечности, совершенных против мирного населения СССР, стран Восточной Европы гитлеровской Германией и ее пособниками. Однозначная юридическая квалификация этих жестоких деяний, возведенных в ранг государственной политики, дана в решениях Нюрнбергского трибунала и последовавших за ним национальных судебных процессах. Следует подчеркнуть, что принципы, зафиксированные в Уставе ООН и решении Нюрнбергского трибунала, признаны Генеральной Ассамблеей ООН в качестве принципов международного права. Любые попытки Евросоюза исказить правду о Второй мировой войне или решения Нюрнбергского трибунала оскорбляют память миллионов советских воинов, отдавших жизнь за освобождение Европы, невинных жертв немецко-фашистского режима.

Решительно осуждаем стремление Евросоюза использовать предстоящий юбилей для очередных нападок на Россию. Призываем ЕС отказаться от потакания откровенно реваншистским настроениям, распространенным среди отдельных его членов, попыток в конъюнктурных целях пересмотреть итоги Второй мировой войны и решения Нюрнбергского трибунала.


О ситуации в зоне нагорнокарабахского конфликта

Обстановка остается нестабильной. После обострения, которое прослеживалось с начала года, во второй половине февраля наступило некоторое затишье. Это признали представители сторон в ходе мониторинга, проведенного группой Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ А.Каспржика 20 февраля с.г. Однако последние данные, поступившие в первых числах марта, свидетельствуют об очередном всплеске нарушений режима прекращения огня. К сожалению, есть погибшие.

Вчера А.Каспржик провел мониторинг на линии соприкосновения. Будет подготовлен соответствующий доклад. Полагаю, что более подробные сведения о том, как обстоят дела, можно будет получить от мониторов ОБСЕ.

Призываем стороны проявить сдержанность, не допускать действий, ведущих к дальнейшему росту напряженности, придерживаться мирного пути урегулирования конфликта, как об этом было заявлено на саммите в Сочи 10 августа 2014 г..


О развитии обстановки в Сирии

Ситуация в Сирии остается напряженной. Отряды «Исламского государства» («ИГ»), «Джабхат ан-Нусры» и других радикальных группировок наращивают террористическую активность. Доставка гуманитарной помощи на контролируемые джихадистами территории в губернаторствах Алеппо, Идлиб, Ракка, Хасеке и Дейр эз-Зор практически полностью заблокирована.

Помимо острой нехватки самого необходимого для нормальной жизни мирное население на обширной части Сирии страдает от бесчеловечных порядков, которые силой навязываются «Исламским государством». Игиловцы методично укрепляют свою власть на территории провозглашенного ими «халифата». Фактически повсеместной там стала практика уплаты представителям и других конфессий, прежде всего христианами, дополнительного налога – «джизьи». Недавнее решение об освобождении джихадистами 19 из порядка 200 захваченных в заложники христиан-ассирийцев в долине реки Хабур на северо-востоке Сирии было принято после уплаты ими соответствующей «задолженности и штрафов».

Интенсивность авиаударов ведомой США коалиции по борьбе с «ИГ» не изменилась. Эффективность таких действий, по оценкам экспертов, по-прежнему низкая. «На земле» террористам противостоят сирийские правительственные войска и курдские ополченцы, которым удалось в последнее время вытеснить игиловцев из ряда деревень и населенных пунктов с преимущественно курдским населением.

Отряды «умеренной оппозиции» в надежде на скорую помощь извне ужесточают свои подходы к возможным договоренностям с официальным Дамаском, в том числе по вопросам реализации плана спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры по осуществлению локальных «заморозок» в Алеппо.

По сообщениям СМИ, в турецком городе Килис на днях состоялось совещание «Реввонсовета» Алеппо с рядом деятелей «Национальной коалиции и сил сирийской революции и оппозиции», включая ее председателя Х.Ходжу. На нем решено, что оппозиционеры не пойдут на контакты с С.де Мистурой до тех пор, пока тот не предложит формулу урегулирования сирийского кризиса, которая вычеркнет Президента САР Б.Асада и его правительство из политической жизни страны. Такая позиция вызывает большую тревогу и разочарование. Очевидно, что целью является срыв наметившейся перспективы перемирия после полученного С.де Мистурой согласия руководства Сирии на приостановление в течение 6 недель авиационных и артиллерийских ударов в пределах Алеппо.

Вместе с тем дела «на земле» у «умеренной» оппозиции по-прежнему идут из рук вон плохо. Активно опекаемое Вашингтоном «Движение Хазм» на днях получило очередной болезненный – если не смертельный – удар от «Джабхат ан-Нусры», отряды которой отбили у «умеренных» важный стратегический объект – бывшую базу 69 вооруженных сил САР. При этом находившееся там вооружение досталось террористам, а часть «умеренных» боевиков попросту влилась в ряды «победителей». Таким образом вновь остро возникает вопрос о том, в чьих руках в конечном счете окажется оружие, которое США и их союзники дают «умеренным» боевикам.

На этом фоне настораживает прозвучавшее из Вашингтона заявление о том, что «возможное нападение сил Б.Асада на умеренную сирийскую оппозицию под предлогом борьбы с приверженцами «ИГ» откроет дверь для проведения США атаки на правительственные силы CAР».

Со своей стороны продолжим многовекторнуо работу, включая дальнейшие межсирийские контакты на «московской площадке», в интересах достижения политического урегулирования в Сирии, скорейшего прекращения кровопролития и страданий мирного населения и консолидации сил сирийцев для разгрома террористов и экстремистов.


О парафировании мирного соглашения по малийскому урегулированию

1 марта в Алжире представителями малийских властей, международных посредников и ряда туарегских организаций парафирован проект соглашения о мире и примирении в Мали.

Считаем это шагом в позитивном направлении, приветствуем наметившееся продвижение в ходе очередного этапа переговорного процесса по малийскому урегулированию, что имеет важное значение для достижения общественного консенсуса по разблокированию кризиса в этой стране.

Вместе с тем отложено парафирование документа некоторыми туарегскими объединениями, в т.ч. Координацией движений Азавада, сославшимися на необходимость обсуждения его положений непосредственно с населением северных районов Мали. Сохраняются определенные разногласия сторон и по будущему государственному устройству.

Рассчитываем на снятие спорных моментов участниками конфликта и выход на подписание соглашения в возможно короткие сроки в интересах установления мира и стабильности в Мали.

Вопрос: В арабских СМИ появилась информация, что на прошлой неделе заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов провел переговоры с делегацией сирийской оппозиции во главе с Х.Манаа, включая представителей «Национального координационного комитета». Якобы результатом этой встречи стало согласие российской стороны перенести дату второй московской встречи на полтора месяца от ранее предполагаемого срока в марте с целью расширения состава участников. Однако никаких официальных откликов по итогам этой встречи со стороны МИД России не было. Не могли бы Вы прокомментировать итоги встречи более подробно?

Ответ: Отсутствие официальных заявлений не означает, что самой встречи не было. Мы всегда сообщаем вам о таких контактах и, как правило, даже приглашаем СМИ на подобные мероприятия. Январская встреча в Москве по урегулированию сирийского кризиса, показала, как велик интерес СМИ к таким событиям. Понимая это, мы обеспечили вам возможность послушать оценки Министра иностранных дел и пригласили принять участие в итоговом мероприятии в Особняке МИД.

Я не располагаю подробностями упомянутой Вами встречи. Отмечу лишь, что сообщения СМИ о сдвижках дат очередного раунда межсирийских контактов на московской площадке не соответствуют действительности. У нас широкие контакты со всеми оппозиционными силами в Сирии, с руководством этой страны. Контакты с «Национальным координационным комитетом» входят в круг задач, которые должны обеспечить более широкое представительство сирийской оппозиции на предстоящей в апреле второй части межсирийских консультаций на московской площадке.

Мы также активно поддерживаем роль Египта, который параллельно работает с «Национальным координационным комитетом» и другими оппозиционными движениями.

Целый ряд оппозиционеров, которые не сочли возможным участвовать в первой московской встрече, сейчас понимают, что без диалога внутрисирийские проблемы вряд ли решить, особенно в нынешней сложной ситуации с учетом фактора «Исламского государства» и расширения его деятельности не только по территории Сирии, но и в регионе в целом.

Случается, что детали некоторых контактов не сообщаются СМИ. Это происходит по разным причинам или по договоренности сторон. Здесь не стоит искать «подводные камни», мы не пытаемся ничего утаить. Предстоящие раунды консультаций дадут вам возможность «из первых уст» узнать об их результатах.

Подготовка любых мероприятий такого уровня, и межсирийского диалога в особенности – очень сложный дипломатический процесс.

Я бы также не называл прошедшую встречу М.Л.Богданова переговорами. Переговоры ведут сирийские стороны, а мы предоставляем место и возможность для ведения прямого откровенного диалога и обмена мнениями, содействуем им. В подготовительном плане происходят контакты с различными представителями оппозиционных сил Сирии.

Вопрос: Какова реакция Москвы на начало учений НАТО в Черном море. Как стало известно, сегодня в его акваторию вошли шесть кораблей альянса. Соответствует ли это нормам международного права, и как активность НАТО повлияет на ситуацию на Украине?

Ответ: Я бы обратил Ваше внимание на недавнее интервью Постоянного представителя России при НАТО А.В.Грушко, в котором он касается темы действий альянса на т.н. «восточном рубеже». Заход натовских кораблей – безусловно тревожный сигнал. Это провокационная затея, которая абсолютно не добавляет стабильности и уверенности в ускорении мирного процесса на Украине. Любое военное присутствие вблизи регионального конфликта – всегда очень опасный маневр, который вполне может привести к различным неприятным последствиям.

Это не первый заход военных, включая США, кораблей в Черное море. Также имели место подобные случаи с кораблями других стран, например, Франции. Надеемся, что военное командование США и НАТО отдает отчет в том, что присутствие военных кораблей отнюдь не означает, что этот фактор будет способствовать политическому урегулированию конфликта на Украине. Это даже противоречит публичным заявлениям американской администрации относительно политического урегулирования конфликта на Украине, которая, к слову, активно поддержала Минские соглашения от 12 февраля с.г..

Появление военных кораблей НАТО в Черном море весьма неприятный фактор. Повторю, военное командование должно отдавать себе отчет, что такие провокационные действия могут иметь серьезные последствия для урегулирования конфликта на Украине.

Вопрос: Сегодня состоялась церемония обмена ратификационными грамотами по Договору о союзничестве и стратегическом партнерстве между Абхазией и Россией. Вступил ли этот договор в силу?

Ответ: В соответствии с положениями Договора он вступает в силу после обмена ратификационными грамотами. С учетом того, что это сегодня произошло, Договор считается вступившим в силу. Обмен грамотами провели с российской стороны – статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел России Г.Б.Карасин, с абхазской – Чрезвычайный и Полномочный Посол Абхазии в Москве И.Ахба.

Вопрос: Будут ли на следующий раунд встреч сирийской оппозиции с представителями Правительства САР в Москве направлены индивидуальные приглашения или же это будет адресовано представительствами партий и движений? После первой встречи представители оппозиции, не принявшие в ней участие, объяснили это тем, что не были приглашены индивидуально.

Ответ: Пока не могу Вам сказать, как будут направляться приглашения. Ведётся кропотливая работа для осуществления следующего шага. Он ещё точно не определен, но все идёт к тому, что второй этап произойдет на «московской площадке». Когда будут проясняться очертания представителей сирийской оппозиции, будет понятно, какие приглашения будут рассылаться и кому.

Как Вы понимаете, российские официальные лица не участвуют напрямую. Всё идёт по линии общественных и научных деятелей, содействующих диалогу.

Постараюсь прояснить для Вас детали подготовки приглашений и ответить на одном из ближайших брифингов.

Вопрос: На прошлой неделе состоялся первый официальный визит Президента Кипра Н.Анастасиадиса в Россию. Он был очень успешным, но, несмотря на это, последовали серьёзные нападки со стороны ряда государств. Могли бы Вы прокомментировать последовавшие после визита и продолжающиеся нападки?

Ответ: Нападки были не только после визита, но и до поездки Президента Кипра в Россию, поэтому неожиданностью это не стало. То, что люди не умеют себя вести и теряют чувство меры, мы видим на примерах заявлений по Украине и по тому, как в медийном пространстве представляется Россия не только в этой связи, но и в международных делах в целом.

Визит был успешным: все договорённости достигнуты, сотрудничество развивается по восходящей. Серьёзный импульс был предан экономическим связям, политическому диалогу. Обо всём этом сказали президенты на пресс-конференции. Президент Кипра Н.Анастасиадис выступал и в известных рейтинговых телевизионных программах («Формула власти»), на пресс-конференциях.

У каждого своё восприятие международных событий. Мы будем развивать диалог с Кипром так, как считаем нужным. Те, кому это не нравится, пусть высказывают свои мысли, а «караван пойдёт дальше».

Вопрос: Россия подписала договор о военном сотрудничестве с Кипром и о военно-техническом сотрудничестве – с Египтом. Что предполагает договор с Египтом? Предусматривает ли договор с Кипром присутствие военных кораблей у берегов Кипра? Если да, то когда они войдут в кипрскую акваторию?

Ответ: Предложил бы Вам обратиться за разъяснениями к нашим военным экспертам, которые в том числе участвовали в подготовке соответствующих документов.

Возвращаясь к предыдущему ответу на вопрос кипрского коллеги, замечу, что почему-то не слышно недовольных голосов в связи с визитом в Россию Премьер-министра Италии М.Ренци. Давайте последим за развитием событий в Москве.

Вопрос: Какова перспектива отношений между Россией и ЕС в свете возможности введения новых санкций?

Ответ: Самые свежие оценки вчера в ходе телемоста на телеканале «Россия-24» дал Постоянный представитель России при ЕС В.А.Чижов. Наше отношение к санкционным мерам, в том числе со стороны Евросоюза, хорошо известно. Считаем их абсолютно незаконными, неадекватными и влияющими негативно на экономику не только России, но и стран ЕС. Санкции наносят ощутимый удар по торгово-экономической деятельности европейских компаний. Нам жаль, что ЕС в своей политике продолжает вести линию (смею предположить, не совсем самостоятельную) не на поиск конструктива в отношениях с Россией, а следует примеру некоторых заокеанских государств, одержимых идеей наказать Россию за Украину. Это на совести тех, кто принимают такие неадекватные рестриктивные меры. Мы их не обсуждаем и делать это не собираемся.

Вопрос: Идёт ли сотрудничество между Россией и Евросоюзом по урегулированию кризисов в странах Ближнего Востока?

Ответ: Как известно, Россия и ЕС взаимодействуют по целому ряду конфликтов, в частности, ближневосточному урегулированию. Европейский союз является членом «квартета» международных посредников. Последнее заявление свидетельствует о том, что курс на содействие мирному разрешению этого затянувшегося конфликта отвечает интересам Российской Федерации и ЕС, других стран.

Напомню, что в своё время российская сторона предложила ЕС совместно очертить концепцию взаимных действий по урегулированию и регулированию региональных конфликтов. Это вписывалось в наше взаимодействие с европейскими партнёрами. Мы даже шли дальше, активно поддержав идею Канцлера Германии А.Меркель о создании комитета по вопросам внешней политики между Россией и Евросоюзом (Мезебергскую инициативу), которая «почила в бозе», не имея никакого продолжения. Хотя мы настойчиво призывали европейских партнёров активно обратить внимание на то, что это – взаимополезная инициатива, серьёзно отвечающая нашим интересам. Судя по всему, выдвижение инициативы и дальнейшее её заматывание – часть одного пути.

Вопрос: Какова Ваша реакция на решение МИД Украины прекратить аккредитацию российских СМИ на свои мероприятия?

Ответ: Устами многих политиков (было и заявление Министерства иностранных дел России) мы достаточно жёстко отреагировали на политику киевского руководства «зачистить информационное пространство» под свои интересы, не сообразуясь с международными обязательствами, взятыми Украиной в рамках ОБСЕ, Совета Европы, ООН и целого ряда других многосторонних форматов, по обеспечению свободы слова и безопасности журналистов. Думаю, это просто откровенное нарушение всех мыслимых и немыслимых норм, регулирующих деятельность журналистов на территории того или иного государства. Особенно это касается последних действий МИД Украины, свидетельствующих о том, что ситуация принимает уже совершенно оголтелый, агрессивный, провокационный характер и вступает в прямое противоречие с обязательствами Украины перед международным сообществом. Вы видели, что при каждом случае Министр иностранных дел России С.В.Лавров реагирует на вопросы наших журналистов, которые страдают от этой бездумной агрессивной политики.

Хотел бы подойти к этой проблеме и с другого угла. Как вы знаете, существует организация «Репортёры без границ», имеющая, кстати, консультативный статус при ООН и ЮНЕСКО. Каждый год эта неправительственная организация выдаёт своего рода рейтинги стран с учётом их имиджа среди СМИ и подходов, применяемых ими при обеспечении свободы слова. В рейтинге за 2014 г. Украина была на 127 месте, на одну позицию ниже, чем в 2013 г. Думаю, сейчас у всех нас на виду совершенно конкретные практические действия по отлучению российских представителей СМИ и созданию таких условий, когда невозможно заниматься профессией журналиста. Это абсолютно реально. Надеемся, что такие авторитетные неправительственные организации, как «Репортёры без границ», посмотрят, какого рейтинга заслуживает Украина с учётом таких действий в отношении журналистского сообщества одной страны.

Откровенно недружественная дискриминация наших журналистов на территории Украины абсолютно недопустима. Надеемся, что очередное заявление Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (целый институт в ОБСЕ занимается этими вопросами!) будет выдержано уже не так формально, как это было сделано несколько дней назад в отношении экстрадированных российских журналистов с телеканалов «НТВ», «Первый», «Life News» и ряда других, назвав эту меру лишь «чрезмерной» (в её понимании), а реально поступит реакция, которая поставит украинские власти на место и напомнит об обязательствах, которые это государство взяло перед международным сообществом с точки зрения обеспечения работы журналистов в условиях безопасности и содействия.

Жаль, что сегодня нет никого из представителей украинских СМИ. Видимо, понимали, что тема будет остро затрагиваться российскими коллегами. Если они нас слышат, то не дадут соврать, что в отношении работы в России таких условий даже трудно себе представить. Они спокойно общаются в разных форматах – официальных и неофициальных, работают, не опасаясь за свою безопасность.

На эту тему можно много говорить. Подобная политика в отношении людей, имеющих альтернативную точку зрения и право доносить её до мирового сообщества, вызывает лишь возмущение и недоумение. То, что делают наши корреспонденты на Юго-Востоке Украины, – бесценный вклад, который ещё предстоит проанализировать после того, как улягутся страсти и будет найдена политическая развязка этого конфликта.

Вопрос: США не упускают возможности для обвинений в адрес России в том, что её войска присутствуют на Юго-Востоке Украины. Последнее такое заявление сделала заместитель Госсекретаря США В.Нуланд. Не собирается ли Россия потребовать от ОБСЕ дать свою оценку по этому поводу?

Ответ: Конечно, эта тема сильно разогревает медиа сферу. Мне понравилась характеристика, которую дал сегодня этим заявлениям заместитель Министра обороны России А.И.Антонов, который недоумевал, почему США ограничиваются цифрой 12 тысяч человек, почему не говорить о 20-ти или 25-ти тысячах? Эти взятые США «с потолка» цифры (численности российских войск на Украине) обескураживают и просто дезориентируют международное сообщество. Любая попытка получить фактологические данные и выкладки этих безосновательных утверждений наталкивается просто на молчание. Причём, в контактах с американскими представителями это было не один десяток раз.

Что касается ОБСЕ, Вы правы, и мы неоднократно затрагивали эту тему. Мы уже говорили о документах, нормах и принципах, которыми должны руководствоваться в своей политике в области контроля над экспортом вооружений государства, взявшие на себя те или иные международные обязательства. В ОБСЕ это, по сути, два краеугольных документа. Первый – Принципы, регулирующие передачи обычных вооружений – очень важный документ, принятый на Форуме по сотрудничеству в области безопасности. Второй – Документ в области лёгкого и стрелкового оружия. По этим двум документам стоит провести серьёзный разговор, который по нашей инициативе неоднократно заводился, в частности на том же Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. Для иллюстрации можете найти на официальном сайте МИД России заявление руководителя нашей делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями А.Ю.Мазура, который как раз затронул данную проблематику не только с точки зрения норм и принципов ОБСЕ, но и кодексов и норм, регулирующих эти проблемы в рамках Европейского союза, целого ряда других международных документов.

Вы правы, эта тема горячая, и есть повод для серьёзного разговора в специализированных форматах с участием специалистов. Постараемся держать вас в курсе этих дискуссий.

Добавлю, что не только США, но и ряд других – неожиданно появившихся в этом поле европейских государств – таких, как Финляндия, заявляют о готовности поставлять Украине продукцию военного назначения. Мы публично и резко отреагировали на планы поставок Финляндией Киеву некоторых приборов, которые могут использоваться в том числе при ведении боевых действий. В комментарии МИД России указывается на конкретные положения целого ряда международных документов.

Подобная политика государств, намеревающихся поставлять или уже поставляющих оружие на Украину, также входит в противоречие с обязательствами, взятыми в рамках вступившего в силу в прошлом году Международного договора о торговле оружием.

Вопрос: ФСБ России подтвердило, что Чонгарский мост заминирован украинскими военными. Есть ли уже какая-то официальная российская реакция на это?

Ответ: Я видел эти сообщения. Постараемся последить за этой темой подробнее. Может быть, коллеги из ФСБ имеют оперативные данные, но с точки зрения политического контекста нужно получить более точные сведения и данные. Постараемся откомментировать эту тему.