МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Комментарий МИД России в связи с претензиями в наш адрес по «правовой базе» отправки гумпомощи в Луганск

1966-23-08-2014


На фоне истерики, разразившейся в ряде столиц после направления российской гуманитарной помощи оказавшимся в бедственном положении жителям юго-восточных районов Украины, необходимо внести ясность в вопрос о соответствии наших действий нормам международного гуманитарного права.

Прежде всего, полностью несостоятельны попытки представить дело так, будто российская сторона действовала без согласия Киева. Официальный запрос на оказание такой помощи был направлен нами украинской стороне дипломатической нотой 11 августа. Согласие было получено 12 августа. На вопросы, почему в течение 10 дней после этого продолжалась «политизированная волокита» и кто за это несет ответственность, исчерпывающие ответы даны в Заявлении МИД России от 22 августа. Возвращаться к данной теме смысла нет.

По ходу заметим, что согласно официальному сообщению Госдепартамента, Вашингтон, начиная с 2012 г., распространил внутри Сирии, в т.ч. в неподконтрольных правительству регионах, гуманитарную помощь на сумму более 1,2 млрд.долл. Причем делалось это не только без согласия Дамаска, но и в отсутствие соответствующей резолюции СБ ООН. США, а также некоторые европейские страны сейчас оказывают гуманитарное содействие иракскому Курдистану, и вопрос о получении согласия на это центрального правительства Ирака ими не выпячивается.

Что касается других правовых аспектов нашей гуманитарной акции, то необходимо отметить следующее.

В постановлении от 27 июня 1986 года Международный Суд ООН констатировал: «Вне всякого сомнения, предоставление чисто гуманитарной помощи лицам или силам другой страны, какими бы ни были их политические убеждения или цели, не может рассматриваться как незаконная интервенция или действие, другим образом нарушающее международное право» (пар.242). Суд уточнил: для того, чтобы помощь не нарушала международное право, она должна соответствовать установленным практикой МККК целям (предотвращать и облегчать человеческие страдания, защищать жизнь, здоровье, обеспечивать человеческое достоинство) и предоставляться без какой-либо дискриминации.

Римский статут Международного уголовного суда, о планах присоединиться к которому заявили некоторые украинские политики, относит к военным преступлениям «умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено Женевскими конвенциями» (n.n.XXV п. «В» ст.8).

В этой связи вызывает возмущение поведение Литвы (участницы Статута) по блокированию 21 августа вместе с США российского проекта заявления СБ ООН в поддержку оказания гуманитарной помощи жителям Юго-Востока Украины.

Россия в своих действиях на Юго-Востоке Украины твердо руководствуется международно-правовыми принципами гуманности и защиты гражданского населения от последствий войны – без дискриминации и политизации гуманитарной деятельности.


23 августа 2014 года