МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 24 апреля 2015 года

810-24-04-2015


О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с группой бывших видных государственных и политических деятелей («группой старейшин»)

28 апреля пройдет встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с представителями группы «старейшин» –неформального объединения видных политических и общественных деятелей, занимавших ранее высшие посты в своих государствах и международных организациях.

Основанная в 2007 г. Н.Манделой группа сегодня включает 12 «старейшин», которые стремятся задействовать свой богатый практический опыт и авторитет в интересах поиска ответов на острые проблемы современности, а, возможно, и предложить какие-то рецепты совместных действий международного сообщества.

В предстоящей беседе примут участие несколько видных деятелей: 7-й Генеральный секретарь ООН и председатель группы К.Аннан, экс-президенты США Дж.Картер, Финляндии М.Ахтисаари, Мексики Э.Седильо, бывший Премьер-министр Норвегии и Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения в 1998-2013 гг. Г.Х.Брундтланд, бывший Министр иностранных дел Алжира и специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии в 2012-2014 годах Л.Брахими.

Предполагается провести обмен мнениями по широкому кругу вопросов международной повестки дня. Особое внимание планируется уделить обсуждению путей деэскалации геополитических трений, снижению конфликтности в различных регионах мира.

Представители группы планируют провести в Москве ряд других встреч с российскими политическими и общественными деятелями.


О предстоящем заседании Совета глав субъектов России

28 апреля под председательством С.В.Лаврова пройдет очередное, XXV заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

Этот консультативный орган был создан в 2003 г. по поручению Президента России. Основной задачей Совета является содействие повышению эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов нашей страны, а также развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Повестка дня заседаний формируется с учетом мнений глав регионов. Предстоящее заседание будет посвящено вопросам развития культурно- гуманитарных связей субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами. В рамках мероприятия запланированы выступления губернаторов Кировской и Тюменской областей, начальника Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, руководителей Россотрудничества, Росмолодежи, Федерального агентства по туризму и Министерства культуры.

По итогам заседания утверждаются рекомендации, которые направляются Президенту и в Правительство Российской Федерации, главам субъектов Федерации, а также представителям МИД России в регионах.


К визиту в Российскую Федерацию председателя Комиссии Африканского союза Н.Дламини-Зумы

28-30 апреля Москву с рабочим визитом посетит председатель Комиссии Африканского союза (КАС) г-жа Н.Дламини-Зума.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет с ней переговоры 29 апреля. В контексте подписанного в 2014 г. Меморандума о взаимопонимании между МИД России и КАС относительно механизма проведения политических консультаций предполагается обсудить актуальные вопросы взаимодействия в формате Россия – Африканский союз, наметить конкретные шаги по дальнейшему развитию сотрудничества. Предстоит также заинтересованный обмен мнениями по ключевым темам международной и африканской повестки дня, в том числе по урегулированию кризисов и постконфликтному восстановлению в Африке, ситуации на Ближнем Востоке.


О рабочем визите в Россию Федерального министра европейских, интеграционных и иностранных дел Австрии С.Курца

4-5 мая Москву с рабочим визитом посетит Федеральный министр европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики С.Курц.

В ходе переговоров министров иностранных дел 5 мая будет обсужден ряд ключевых международных проблем. Основное внимание предстоит уделить задачам урегулирования внутриукраинского конфликта на основе неукоснительного соблюдения Минских договоренностей лидеров стран «нормандской четверки» от 12 февраля с.г., а также роли ОБСЕ в этом процессе. Напомню, в 2017 г. Австрия будет председательствовать в этой панъевропейской Организации. Состоится обмен мнениями о перспективах развития отношений в формате Россия-Евросоюз, ситуации на Ближнем Востоке, в Йемене и Сирии, ряде других кризисных точек.

Стороны обсудят актуальные вопросы двусторонней повестки дня, включая состояние дел в торгово-экономической и культурной сферах, историко-мемориальное сотрудничество в контексте отмечаемого 70-летия освобождения Австрии и Европы от фашизма и 60-летия подписания Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии.

5 мая С.Курц планирует возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.


О 100-летии геноцида армян

24 апреля отмечается 100-летие геноцида армян в Османской империи. Эта скорбная годовщина имеет огромную историческую, духовную и морально-политическую значимость для союзной нам Армении и дружественного народа Республики, для армянской диаспоры в целом, включая многочисленных этнических армян – российских граждан. (Напомню, российская армянская диаспора насчитывает более 3 млн. человек).

Президент В.В.Путин на сегодняшнем митинге в Ереване отметил, что в России всегда воспринимали эту трагедию как собственную боль и беду. Наша позиция была и остаётся объективной и последовательной – массовому уничтожению по национальному признаку не может быть оправданий. Международное сообщество призвано сделать всё, чтобы подобные злодеяния никогда и нигде не повторились. Новые поколения армян и других народов региона должны жить в мире и согласии, не зная ужасов, к которым приводят разжигание религиозной вражды, агрессивный национализм и ксенофобия.

В сотнях российских городов в эти дни пройдут более 2 тыс. памятных мероприятий.


О текущей ситуации на Украине и вокруг нее

Сразу скажу, что в наших оценках мы главным образом опираемся на ситуационные доклады специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (СММ), а также выводы, которые делают различные международные агентства, включая Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Главный вывод по ситуации на Украине, который делают представители ОБСЕ и ряда других международных организаций (и мы его поддерживаем) – несмотря на существенное снижение уровня вооруженного противостояния на Юго-Востоке страны в последнее время вызывает растущее беспокойство заметный рост числа нарушений режима прекращения огня.

По данным совместного центра координации и контроля (СЦКК), где работают российские и украинские военные представители, по сравнению с последней декадой марта с.г., когда удалось снизить количество нарушений, включая взаимные обстрелы, до 30-50 в сутки, в последнее время, к сожалению, интенсивность взаимных вооруженных провокаций возросла более, чем в два раза – до 100-150 случаев в сутки. Наиболее «горячими» точками по-прежнему остаются аэропорт Донецка и н.п. Широкино.

Важную роль в процессе верификации соблюдения режима прекращения огня и договоренностей отводится специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ. По нашему мнению, сейчас нужно не только укреплять, но и повышать эффективность «полевой» работы СММ, которой следует более тесно взаимодействовать с упомянутым СЦКК, используя имеющиеся у него возможности.

В серьезную, если не ключевую, проблему может превратиться дальнейшее нахождение на линии соприкосновения добровольческих подразделений, неподконтрольных и не подчиняющихся командованию вооруженных сил Украины.

На нынешнем этапе необходимы безотлагательное завершение формирования и незамедлительный запуск в рамках Контактной группы четырех рабочих подгрупп по выполнению политических, гуманитарных, экономических и других аспектов безопасности «Комплекса мер», принятого в Минске 12 февраля с.г., при неотъемлемом и полноправном участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Убеждены, что нужно срочно сформировать указанные рабочие подгруппы, отработать механизмы их деятельности и в ближайшее время приступить к обсуждению и решению практических проблем.

Напомню, что в «Комплексе мер» от 12 февраля с.г. зафиксировано положение о том, что до конца текущего года на Украине должна быть проведена конституционная реформа. Однако трудно себе представить, как это можно реализовать, если в конституционной комиссии, которую возглавил спикер украинского парламента В.Б.Гройсман, не нашлось места для представителей Донецка и Луганска. Такое впечатление, что их предпочли просто проигнорировать. Зато ее учредители охотно пригласили к конституционному законотворчеству – пусть и на правах консультантов – 13 иностранных экспертов из стран ЕС и США.

Все это не может не беспокоить. В Минских соглашениях четко сказано, что конституционная реформа, включая закрепление в ней особого статуса Донбасса, должна осуществляться по согласованию и с согласия Донецка и Луганска.

Особую озабоченность вызывают сообщения о намерении США прямо или через посредников начать передавать Киеву современные вооружения. Принятый в конце прошлого года Конгрессом США законодательный акт «О поддержке свободы Украины» разрешает и даже поощряет подобные поставки.

Считаем, что начавшийся на полигоне под Львовом инструктаж 300-ми военнослужащими 173-й воздушно-десантной бригады вооруженных сил США, расквартированной в Италии, украинских военных только «подливает масло в огонь» внутриукраинского вооруженного конфликта.

Киев продолжает экономическую и финансовую блокаду Юго- Востока, по-прежнему отказываясь выплачивать пенсии и социальные пособия жителям отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, уклоняясь от восстановления там банковской системы (что входит в перечень обязательств Киева в системе мер политического урегулирования, согласованного в Минске 12 февраля). В этой связи примечательно, что окружной административный и апелляционный суды Киева в феврале и апреле с.г. постановили отменить решение Кабинета министров Украины о невыплате пенсий и социальных пособий украинским гражданам, проживающим на территории проведения т.н. «антитеррористической операции» на Юго-Востоке страны. Однако украинские власти просто проигнорировали судебные решения. Такая вот «демократия»!


Об оценках миссии ОБСЕ ситуации на Украине

Последние доклады спецмониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ (за 16-22 апреля) сфокусированы на вопросах соблюдения сторонами режима прекращения огня в соответствии с минским «Комплексом мер» и контроле мест дислокации отдельных вооружений. Отмечается тревожная тенденция к росту взаимных перестрелок, в том числе с использованием крупнокалиберной артиллерии, которая в соответствии с «Комплексом мер» должна была быть выведена. Указывается, что основные столкновения происходят в районе донецкого аэропорта и у н.п.Широкино. Имеются жертвы среди гражданского населения. В этих обстоятельствах наблюдатели ОБСЕ ставят под сомнение возможность сохранения устойчивого перемирия на Донбассе.

При этом СММ демонстрирует достаточно сбалансированный подход к мониторингу за местами отвода вооружений как со стороны ЛHP и ДНР, так и вооруженных сил Украины (ВСУ). Причем, в ходе контрольных рейдов на одном из складов ВСУ Украины было зафиксировано отсутствие там трех 120-мм гаубиц. По данным СММ, в ряде районов, подконтрольных правительству Украины, остаются шесть танков Т-64 против одного танка Т-72 на территории, подконтрольной ДНР.

Хочу обратить внимание, что мы специально не называем эти пункты, так как их наименование в докладах отсутствует. Эксперты мониторят, видят, где это происходит, но почему-то в своих докладах эти места не указывают, что создает двойственное впечатление. Необходимо более четко обозначать проблемы в привязке к конкретным регионам, где проходит мониторинг.

К плюсам в работе СММ отмечу повышение внимания к социально-экономической ситуации в зоне конфликта: на территориях, подконтрольных ДНР, указывается на факт закрытия из-за постоянных обстрелов трех из шести шахт с увольнением 7 тыс. человек. На территории ЛНР и ДНР остается большое число неразорвавшихся снарядов, а также немаркированных минных полей, представляющих опасность для гражданского населения. В этой связи часть пахотных полей (по оценкам СММ – около 40%) осталась незасеянной. Отмечается серьезное ухудшение продовольственной ситуации в Луганской народной республике, где люди не всегда могут купить продукты и товары первой необходимости.

В докладах отражены резонансные расправы, которые произошли в последнее время в Киеве, особенно, убийство украинского журналиста О.А.Бузины. Зафиксированы акты вандализма, совершенные, в частности, в Харькове (уничтожение двух памятников В.И.Ленину) при фактическом попустительстве местных органов правопорядка.

Практически во всех докладах указывается на сохраняющиеся проблемы с ограничением свободы передвижения сотрудников миссии ОБСЕ, их дискриминацией по национальному признаку. Россия неоднократно обращала внимание руководства Украины, а также компетентных украинских органов о несоответствии таких действий обязательствам, которые были взяты украинской стороной при согласии на присутствие и работу на своей территории международных наблюдателей.

Хотелось бы еще раз призвать украинские власти, которые взяли на себя обязательства по гарантиям безопасности сотрудников миссии, принять меры по недопущению подобных случаев.

Было бы неплохо видеть в отчетах СММ больше четкости, отсутствие двусмысленных формулировок. К примеру, непонятны ссылки на перетекающие из доклада в доклад некие «третьи лица», которые, дескать, препятствуют эффективному выполнению миссией функций мониторинга. Хотелось бы знать, кто эти «третьи лица».

В связи с появившимися в СМИ сообщениями, что численность СММ доведена до 700 человек, поясню, что, по состоянию на середину апреля, в миссии работают 414 человек. В целом же, с учетом местных сотрудников и технического персонала там действительно заняты около 700 человек, из которых 23 россиянина. Как известно, по инициативе России было принято решение о доведении численности международных наблюдателей СММ ОБСЕ до 1000 человек.


Об оценках ОБСЕ уровня безопасности работы наблюдателей на Украине

Уровень безопасности в пяти зонах дислокации наблюдателей (Киев, Львов, Ивано-Франковск, Черновцы и Херсон) остается относительно стабильным и позволяет вести мониторинг без существенных проблем – хотя возросло число случаев нелегального владения населением оружием и боеприпасами.

Ситуация в Днепропетровске, Харькове и Одессе оценивается как стабильная, но напряженная; растет число инцидентов с использованием взрывчатки. Если раньше объектами атак были здания и объекты инфраструктуры, то теперь мишенями становятся люди (в Харькове подорвалась машины командира добровольческого батальона, погибли и получили тяжелые ранения участники публичной акции).

В прифронтовой зоне (Мариуполь, Краматорск) в ряде случаев наблюдатели подвергались «жестким» задержаниям, когда украинцы для установления личности в неслужебной обстановке неоправданно применяли силу. 24 марта в н.п. Мангуш (Донецкая область) подразделение батальона «Азов», невзирая на дипломатический статус мониторов ОБСЕ, несанкционированно вошло на территорию базы «беспилотников» с целью «проверки оборудования и идентификации персонала». Украинцы их сфотографировали и предупредили, что проверки будут регулярными.

Уровень криминогенности в ДНР и ЛHP, особенно за переделами крупных городов, остается тревожно высоким - там орудуют вооруженные банды, которые, пользуясь провалами в обеспечении правопорядка, решают собственные, главным образом, имущественные проблемы.

На остальной территории Украины уровень преступности также заметно вырос. 12 марта в центральной части Киева в темное время суток под угрозой применения оружия были ограблены два наблюдателя ОБСЕ. В Виннице в начале апреля с.г. обокрали прибывшего сюда с визитом Посла Польши. Среди причин роста преступности – безработица, экономические трудности, доступность оружия, деградация охраны правопорядка.


Об оценках МККК гуманитарной ситуации на Украине

В Международном Комитете Красного Креста (МККК) с тревогой констатируют наличие тяжелого гуманитарного кризиса на Юго-Востоке Украины. По оценкам МККК, количество убитых превышает 6 тыс. чел., раненых – порядка 15 тыс., вынужденных переселенцев и беженцев – более 2 млн. чел. Серьезно пострадала – а местами и вовсе разрушена – гражданская инфраструктура, что привело к перебоям с электричеством, водой и теплоснабжением.

МККК высоко оценивает принятие «Комплекса мер по реализации Минских соглашений» от 12 февраля с.г., фиксирует заметное снижение интенсивности военных действий, расширение гуманитарного доступа в этот регион. Вместе с тем, Комитет беспокоят неустойчивость режима прекращения огня и массовые свидетельства нарушения международного гуманитарного права. Напомню, что ранее российская сторона и другие источники неоднократно заявляли о несоблюдении «режима тишины» и многочисленных нарушениях международного гуманитарного права со стороны украинских силовиков и националистических батальонов.

Катастрофической в МККК считают сложившуюся ситуацию, вызванную во многом финансово-экономической блокадой Юго-Востока Украины. Вновь призываем Киев немедленно снять все надуманные бюрократические препоны и ограничения, применяемые против гражданского населения, последствием которых являются серьезные и массовые нарушения основополагающих прав человека жителей Юго-Востока Украины. Местное население, не получающее зарплат и пенсий, в конечном счете не в состоянии покупать продукты питания и медикаменты.

Со своей стороны по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям России продолжаем оказание гуманитарной помощи населению Юго-Востока Украины. 23 апреля очередная, 25-я автоколонна с российским гуманитарным грузом доставила в Донецк и Луганск продукты питания, медикаменты, одежду, а также подарки ветеранам ко Дню Победы.


О ситуации вокруг научно-исследовательского судна «Академик Николай Страхов»

Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» Геологического института РАН находится в Шри-Ланке в порту Коломбо с октября 2013 г. в связи с необходимостью ремонта гребного вала.

Проблемы с жизнеобеспечением судна, вызванные перебоями с финансированием, были устранены после поездки в Коломбо 24-27 марта с.г. представителей судовладельца, а также Федерального агентства научных организаций и Института океанологии им. П.П.Ширшова, который 16 апреля заключил с судовладельцем договор морского агентирования и получил право совершать от его имени юридические и иные действия в отношении судна.

В ближайшие дни в Коломбо будет направлен представитель морского агента, присутствие которого на месте позволит оперативно регулировать вопросы ремонта и финансирования пребывания судна в Шри-Ланке вплоть до его возвращения в порт приписки.


О планах и составе иностранных участников праздничных мероприятий в Москве, приуроченных к 70-летию Победы

Продолжается подготовка к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Проведение юбилейных мероприятий запланировано во всех субъектах Российской Федерации, а также загранучреждениях МИД России.

Что касается участия иностранных гостей, то, по состоянию на 24 апреля, готовность прибыть на торжества в Москве подтвердили лидеры 26 государств. Среди них – руководители стран СНГ, БРИКС, ряда государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

9 мая пройдут главные юбилейные мероприятия с участием иностранных делегаций и представителей ветеранских организаций из стран СНГ, Прибалтики, Израиля и государств антигитлеровской коалиции– военный парад на Красной площади, торжественный прием в Большом Кремлевском дворце и вечерний праздничный концерт на Красной площади.

Исчерпывающую информацию можно получить в том числе через официальный сайт МИД России, где размещен баннер Оргкомитета юбилейных мероприятий и специальный раздел, посвященный праздничным мероприятиям в российских загранучреждениях.


О предстоящих на международных площадках торжественных заседаниях в память о жертвах Второй мировой войны

5 мая в Нью-Йорке в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «70-я годовщина окончания Второй мировой войны», принятой 26 февраля с.г. по инициативе Российской Федерации, наших партнеров по ОДКБ и Китая, состоится специальное торжественное заседание в память о жертвах той войны (более подробная информация на сайте МИД РФ).

В Вене по инициативе России Действующим сербским председательством ОБСЕ в повестку дня заседания Постоянного совета Организации 7 мая включена тема 70-летнего юбилея окончания Второй мировой войны. Рассчитываем, что обсуждение будет максимально неполитизированным, без попыток исказить и пересмотреть итоги той страшной трагедии в истории наших народов, а напротив – внесёт вклад в упрочение доверия и консолидацию государств-участников ОБСЕ в решении общих для всех задач противодействия современным угрозам и вызовам, среди которых растущие проявления неонацизма и распространение ультранационалистических взглядов.


О публикации справочника для журналистов на официальном сайте медиаобеспечения празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне

На официальном сайте медиаобеспечения празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне опубликован справочник для журналистов.

На страницах буклета размещена информация, необходимая для работы представителей СМИ в дни празднования: общие сведения, режим работы Международного пресс-центра, порядок аккредитации, координация работы пулов, организация работы телерадиокомпаний и личной прессы.

В издании содержатся подробные сведения об организации работы транспорта для журналистов в праздничные дни, о порядке размещения, а также о достопримечательностях столицы и выставочных проектах, посвященных 70-летию Победы, которые аккредитованные журналисты могут посетить бесплатно.

Справочник подготовлен на русском и английском языках. На него можно войти и через специальный баннер Оргкомитета на сайте МИД России.


О книге «Путеводитель побед»

На официальном сайте МИД России в цифровом виде опубликовано интересное издание «Путеводитель побед» – рассказ об освобождении Красной Армией населения СССР и Европы от нацистского рабства. Для удобства пользования оно оцифровано и размещено в баннере «70-летие Победы» (в правой части веб-ресурса).

В издании собран колоссальный исторический материал. Думаю, оно окажется полезным, особенно в условиях, когда предпринимаются попытки пересмотра исторических реалий в контексте Великой Отечественной и Второй мировой войн.


Об историко-документальном Интернет-проекте «СССР и союзники. Документы Архива МИД России о внешней политике и дипломатии ведущих держав антигитлеровской коалиции»

Историко-документальный департамент МИД России на нашем официальном сайте опубликовал Интернет-проект «СССР и союзники. Документы Архива МИД России о внешней политике и дипломатии ведущих держав антигитлеровской коалиции» (размещен в баннере «70-летие Победы).

Документальная экспозиция включает оцифровку порядка 3900 архивных дел, которые воссоздают объективную картину становления и развития антигитлеровской коалиции – уникального явления в истории международных отношений XX века, наглядно показывает ключевую роль, которую сыграл Советский Союз в объединении народов мира в борьбе против фашизма.

Пользуйтесь, читайте, просвещайтесь!

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, недавние переговоры в МИД России заместителя спецпосланника Генсекретаря ООН Р.Рамзи. Смогут ли эти консультации заменить московские переговоры по Сирии?

Ответ: Р.Рамзи – заместитель спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии – проинформировал нас о ходе подготовки к реализации инициативы С. де Мистуры о проведении в Женеве с конца апреля до конца мая консультаций в широком формате с представителями сторон сирийского конфликта, пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также ряда других государств, имеющих влияние на сирийскую ситуацию. Смысл инициативы состоит в том, чтобы, опираясь на динамику, которая была получена в ходе московских консультаций, попытаться понять объем работы для восстановления политического процесса по урегулированию кризиса в Сирии и сформулировать задачи, которые позволят выйти на полноформатный диалог сторон конфликта.

Поддерживаем позицию спецпосланника Генсекретаря ООН, тем более, что на каком-то этапе деятельность ООН в плане усилий по содействию межсирийскому диалогу слегка затормозилась. В этой связи попытка предложить московскую «площадку» для широких консультаций сирийских сторон воспринимается как хорошее подспорье. Тем более, что разговор – хотя и был трудным – но привел к определенному неформальному пониманию, которое фиксировалось на бумаге, но не носило официального характера. Консультативные встречи в Москве – это не переговоры сирийских сторон, а лишь подготовительный этап к запуску политического процесса (чем, по идее, должен заниматься С. де Мистура и его миссия). В этом заключается основная философия прошедших встреч и обстоятельных бесед Р.Рамзи с заместителем Министра иностранных дел, специальным представителем Президента по Ближнему Востоку и странам Африки М.Л.Богдановым и заместителем Министра иностранных дел Г.М.Гатиловым.

Надеемся, что в самое ближайшее время станем свидетелями подобных встреч в Женеве. Будем активно содействовать их работе по восстановлению процесса политического урегулирования внутрисирийского конфликта.

Вопрос: Не могли бы Вы подтвердить информацию о предстоящем визите в Россию 7 мая Министра иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайера, в ходе которого он собирается посетить Волгоград и провести встречу с С.В.Лавровым? Было ли направлено приглашение германской стороне принять участие в юбилейных мероприятиях? Был ли получен ответ?

Ответ: Такие планы имеются. Мы с удовольствием ждем Ф.-В.Штайнмайера в Волгограде – в этом историческом месте – для обстоятельных переговоров. Надеемся, встреча поможет оживить не только двусторонний диалог между Россией и Германией, но и открыть новые возможные горизонты взаимодействия по ключевым международным и региональным проблемам.

Вопрос: Не могли бы Вы более подробно сообщить о количестве граждан, эвакуированных из Йемена? Все ли граждане России, которые желали покинуть Йемен, были вывезены?

Ответ: В ходе уникальной гуманитарной операции, которая проводилась в условиях опасного регионального конфликта, за период с 31 марта по 23 апреля с.г. из Йеменской Республики вывезено более 1700 человек, в том числе кораблями ВМФ России (31 марта и 11 апреля из Адена в Джибути) – 351 человек; 10 авиарейсами из Саны и Джибути в Москву переправлено 1436 человек. Среди всех эвакуированных из зоны конфликта –более 400 россиян, более 700 граждан стран СНГ (из Узбекистана – 369, Таджикистана – 135, Украины – 95, Белоруссии – 43, несколько человек из Казахстана, Молдавии, Киргизии, Армении и Азербайджана).

587 человек – граждане стран дальнего зарубежья (США – 46, 19 из них доставлены в Москву последними двумя авиарейсами; Йемен – 250, Сирия – 32, Куба–31, Польша – 29, Египет – 24, Германия – 7, Ливия – 7, Великобритания – 6, Сербия – 6, Эстония – 6, Канада – 2, Колумбия -2, а также граждане Македонии, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Индонезии, Литвы, Ливана, Саудовской Аравии, Сомали, Эфиопии и др.).

Трудности определялись тем, что не каждый раз можно было полноценно осуществлять паспортный контроль. Учитывая ситуацию в столице Йемена, необходимые процедуры при посадке в самолет также проводить не удавалось. Тем не менее, названные цифры достаточно точные и отражают масштаб проведенной операции.

Не могу определенно сказать, будут ли продолжены подобные полеты. Нельзя исключать, что при необходимости мы продолжим эту практику, несмотря на трудности не только с точки зрения логистики, но и безопасности самих полетов, приема пассажиров на борт и распределения их после прибытия в Россию.

Хотел бы отметить, что многие иностранные граждане предпочитали высаживаться в Джибути и добираться на родину другими путями. В то же время обеспеченная российскими летчиками в ходе опасного конфликта «дорога жизни» аналогов не имеет.

Вопрос: Почему Россия эвакуирует из Йемена иностранцев?

Ответ: Потому что это люди, которые оказались в беде, и им была нужна помощь. Как Вы знаете, помимо того, что мы – вежливые, мы ещё и отзывчивые люди. Мы оказывали помощь представителям различных государств, попавшим в беду и не имевшим возможности эвакуироваться другими средствами. Россия всегда приходила на помощь в таких ситуациях. Это лишнее доказательство готовности к миротворческой и гуманистической акции нашей авиации и представителей России, которые работали и продолжают действовать в Йеменской Республике.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, решение суда Египта приговорить бывшего президента страны М.Мурси к 20 годам заключения. Не считаете ли Вы, что здесь есть политическая составляющая?

Ответ: Мы не комментируем подобные сюжеты, особенно, если это касается решения судебных инстанций.

Вопрос: 13 апреля в Берлине состоялась встреча министров иностранных дел в «нормандском формате». Кажется, что ситуация ухудшается. Как Вы видите возможности дальнейшего продвижения минского процесса?

Ответ: К сожалению, похвастаться нечем, хотя, наблюдается динамика встреч, в т.ч. в «нормандском формате» на министерском уровне, который даёт серьёзные импульсы. На последней встрече в Берлине удалось выйти на согласованное резюме председателя, где обозначены дополнительные задачи и проблемы, которые должна решать Контактная группа и четыре её подготовительные группы по различным направлениям.

Недавно в формате Контактной группы прошла видеоконференция с участием представителей Донецка и Луганска. У нас есть ощущение, что в ближайшее время может состояться полноценный раунд с участием высоких представителей конфликтующих сторон и участников Контактной группы от Украины, России и ОБСЕ. На днях мы опубликовали большое интервью статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина агентству «Интерфакс», где он порассуждал в том числе на эту тему.

Получается, что работает «надзорный» механизм «нормандского формата», который постоянно подталкивает стороны к прямому диалогу. Основная проблема, которая встаёт перед переговорщиками, – явное и открытое нежелание Киева разговаривать с Донецком и Луганском напрямую. Это противоречит философии Минских договорённостей от 12 февраля, главный смысл которых сводился к тому, что между Киевом, Донецком и Луганском должен завязаться прямой и субстантивный диалог по всему комплексу проблем урегулирования конфликта. Этого не происходит, а набирает обороты обратный процесс фактического пересмотра и переиначивания положений Минского «Комплекса мер» со стороны украинских властей, которые, по сути, принимают решения, прямо противоположные логике договорённостей в Минске. Это касается и закона о статусе отдельных территорий Луганской и Донецкой областей, и конституционной реформы, которую, как мы теперь понимаем, планируется проводить без участия Донецка и Луганска, что является прямым противоречием пунктам минских договорённостей, которые как раз предполагают непосредственное участие в этой работе представителей Донбасса.

Очевидным является факт, что процесс всё больше заводится в тупик. Но мы надеемся, что страны-гаранты Минских соглашений – Россия, Франция и Германия – окажут необходимое воздействие, прежде всего, на киевское руководство, чтобы запустить процесс выполнения практических задач, стоящих в контексте реализации «Комплекса мер» от 12 февраля.

Если говорить схематично, то есть политические решения на высшем уровне, есть механизмы, созданные в т.ч. по договорённости конфликтующих сторон, есть надзорные механизмы, а политической воли, прежде всего, со стороны Киева, реализовывать эти договорённости нет. В этом коллизия и большая проблема.

Минский процесс – это не только политические договорённости. Как точно выразился Президент России В.В.Путин и не раз говорил Министр иностранных дел С.В.Лавров, эти договорённости обличены в форму поддерживающей резолюции Совета Безопасности ООН, а это уже – более серьёзная история. Это коллективная ответственность, и Россия показывает пример последовательной линии на содействие этому процессу. Рассчитываем, что всё-таки удастся запустить механизм рабочих подгрупп «на земле» и наладить диалог между Киевом, Донецком и Луганском при содействии России и ОБСЕ, как это условлено в «Комплексе мер» от 12 февраля.

Вопрос: 21-22 мая в Риге пройдёт саммит «Восточного партнёрства». Как Россия видит развитие этого сообщества? Не противоречит ли это российским интересам?

Ответ: Россия очень отрицательно к этому относится. Мы будем следить за тем, как будет проходить саммит в Риге, но уже очевидно, что наша реакция будет достаточно жёсткой и принципиальной. Мы видим, куда движется это «партнёрство» и какие оттенки приобретает с учётом позиций участников программы, прежде всего, со стороны Европейского союза.

Давайте дождёмся итогов. Смысл «партнёрства» определенно имеет ярко выраженную антироссийскую направленность.

Вопрос: Из-за напряжённости в отношениях России с Западом в свете украинского кризиса Москва значительно увеличила торгово-экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки. На этой неделе Москву посетили Министр иностранных дел Чили Э.Муньос и Президент Аргентины К.Фернандес де Киршнер. Насколько важными стали отношения России и Латинской Америки?

Ответ: Я не стал бы говорить, что развитие отношений с Латинской Америкой – некая новая тенденция в связи с позицией Запада по отношению к России. У нас давние, традиционно широкие контакты с этим географическим регионом. Как известно, Президент России осуществил в последние годы ряд крупных поездок в этот регион, Министр иностранных дел России, на моей памяти, трижды посещал латиноамериканские страны. Интенсивные политические контакты ведутся с различными государствами, в том числе с их региональными объединениями (это новая тенденция последнего времени) – МЕРКОСУР и рядом других региональных объединений стран Латамерики и Карибского бассейна.

Латиноамериканский вектор – активно развивающееся направление внешней политики России. С удовольствием будем расширять наши возможности сотрудничества в самых разных конфигурациях.

В последние месяцы особенно активно осуждается тема объединения усилий между рядом региональных структур Латинской Америки и Евразийским экономическим союзом. Углубление взаимных интересов – это тоже веление времени. Недаром появилась наша инициативная идея посмотреть в рамках диалога с Европой на позиции, способные объединить усилия в рамках концепции «интеграции интеграций». Надеемся, что вопрос будет активно обсуждаться, в том числе в рамках ОБСЕ.

Хочу подтвердить, что Латинская Америка – один из приоритетов российской внешней политики и будет оставаться таковым в обозримой перспективе. Сейчас открываются интересные возможности для диверсификации наших торгово-экономических, культурных и научных связей. Это видно на примерах не только Чили и Аргентины, но и Кубы, Никарагуа и целого ряда других государств, проявляющих интерес к взаимодействию с Российской Федерацией. Давайте пожелаем друг другу успехов на этом направлении.

Понятно, что есть трудности с точки зрения удаленности, географического расположения, но при наличии желания расстояния – не помеха.

Вопрос: Вы сказали, что лидеры 26 государств уже подтвердили своё участие в торжественных мероприятиях, посвящённых празднованию 70-летия Дня Победы. Появились ли в последние недели конкретные имена новых участников?

Ответ: Ситуация быстро меняется, и я не стал бы называть сейчас конкретные имена. Об этом СМИ видимо, будут информированы через Оргкомитет «Победа» и другими способами ближе к мероприятиям.

Я недаром рассказал о существовании информационного портала для журналистов. Попробуйте подготовить конкретные запросы журналистского сообщества. Полагаю, что такие обращения получат реакцию.

Вопрос: Можете ли Вы прокомментировать обсуждение польскими парламентариями законопроекта, предусматривающего перенос празднования Дня Победы с 9 на 8 мая и переименование этого праздника в Национальный День Победы?

Ответ: Я не хотел бы комментировать то, что еще только будет (если не ошибаюсь, сегодня) обсуждаться в Сейме Польши.

С точки зрения истории вопроса напомню, что первый декрет на этот счёт появился 8 мая 1945 г., когда был установлен Национальный День Победы и Свободы 9 мая. В то время он был объявлен нерабочим. Затем законом от 18 января 1951 г. статус этого дня как выходного был отменён. День Победы и Свободы отмечался в Польше до 1989 г., когда по решению правительства страны годовщину победы во Второй мировой войне было решено отмечать 8 мая – как и в других европейских государствах.

9 апреля с.г. группа депутатов польского парламента внесла законопроект, в соответствии с которым предлагается установить День Победы 8 мая, отменив при этом существующий Декрет от 8 мая 1945 г. Идёт законодательная волокита. Вызывает сожаление, что всё подвёрстывается под общий Великий Праздник 9 Мая с очередной попыткой грубо пересмотреть исторические достижения наших народов во Второй мировой войне.

Призываю деликатно освещать данную тему, ведь речь идет о памяти народов, отдавших жизни лучших своих представителей. По сути, предстоящие в Москве мероприятия – дань памяти ветеранам, которых, к сожалению, становится всё меньше. Им важна память о подвиге, который был совершён во имя мира и справедливости.

Вопрос: Как расценивается отказ лидеров некоторых стран приехать на празднование 9 Мая в Москве? Сегодня появились сообщения о том, что Премьер-министр Японии С.Абэ не приедет на празднование по политическим мотивам.

Ответ: Этот вопрос был задан недавно Президенту России В.В.Путину во время его общения в рамках «Прямой линии». Вы можете ознакомиться с его оценками.

Мы пригласили, а как реагировать на приглашение – решают сами страны. Каждый решает для себя сам, в каком качестве и в какой форме он будет присутствовать на праздничных мероприятиях. Конечно, есть параметры, которые мы выработали для зарубежных гостей. Отсылаю Вас к заявлению Президента России.

Вопрос: В СМИ появилась информация, что в Берлине делегацию российских ветеранов не пустили в здание Рейхстага. Правда ли это? Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Я видел сообщения об этом на информационных лентах, в частности, агентства «Регнум». То, что там написано, мягко говоря, не совсем так. Сам факт вызывает категорическое возмущение. Мы стараемся выяснить детали. Уверяю, что реакция не замедлит последовать.

Вопрос: Какие бы Вы отметили главные проблемы в отношениях России и Австрии?

Ответ: В ходе визита в Москву Федерального министра иностранных дел и интеграции Австрии С.Курца будут обсуждаться различные вопросы и проблемы, существующие в диалоге России и Европейского союза. Состоится обмен мнениями по проблематике ОБСЕ, тем более, что Австрия готовится стать участником «тройки» ОБСЕ в 2016 г. и к своему второму (в истории ОБСЕ) председательству в Организации в 2017 году.

В комплексе будут затронуты проблемы урегулирования на Украине, военно-мемориальная тематика. Признательны Правительству Австрии за отменное отношение к захоронениям, несмотря на эксцессы, которые происходили вокруг Памятника советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма.

В фокусе внимания будут и вопросы двустороннего характера в торгово-экономической и научно-технической областях.

Проблем, безусловно, немало, но контакт министров и происходит для того, чтобы попытаться найти способы активизации двусторонних связей, которыми мы очень дорожим, и решить накопившиеся за последнее время проблемы. Между министрами иностранных дел наших стран ведется активный диалог по телефону и в личных беседах. Приветствуем визит господина С.Курца в Москву.

Вопрос: Эксперты говорят о том, что стратегический союз России, Китая и Ирана может вызвать дальнейшую экспансию НАТО. Что Вы думаете о возможности такого союза?

Ответ: Ваш вопрос несколько сумбурен. Хотел бы еще раз призвать Вас прочитать текст интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова радиостанциям «Спутник», «Эхо Москвы», «Говорит Москва». В ходе эфира был сформулирован похожий вопрос. Предлагаю ознакомиться с ответом Министра.

Вопрос: Возможно ли участие каких-либо иностранных делегаций в военном параде и других мероприятиях в Крыму?

Ответ: Не могу ответить сходу, но думаю, что это не исключено. Я уточню информацию.