МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Ответ заместителя директора Департамента информации и печати МИД России М.В.Захаровой на вопрос ИТАР-ТАСС относительно транзита натовских грузов из Афганистана через территорию России



734-10-04-2012

    Вопрос: Российские официальные лица неоднократно опровергали информацию о создании в Ульяновске «натовских баз». В то же время ряд СМИ сообщает о том, что жители города в знак протеста объявили голодовку. Так будут ли в Ульяновске размещены базы НАТО или нет?

    Ответ: МИД России уже давал официальные разъяснения. Хотели бы еще раз подчеркнуть, что сообщения о создании в Ульяновске базы НАТО никоим образом не соответствуют действительности. Переговоры об этом вообще никогда не велись, такая возможность не обсуждалась даже в принципе.

    Несомненно, все аспекты внешнеполитической деятельности России, затрагивающие вопросы национальной безопасности, вызывают обостренный общественный интерес. Но не могут не вызывать удивление попытки некоторых политических сил раз за разом вбрасывать в информационное пространство заведомо искаженную информацию. Кстати, те же попытки мы наблюдаем и в США в разгар предвыборных баталий – находятся политики, ностальгирующие по временам «холодной войны».

    Никакой военной базы или транзитного центра НАТО в Ульяновске не будет и быть не может. Не предполагается пребывания там ни военного, ни гражданского персонала стран альянса.

    Речь идет о проработке возможности осуществления транзита исключительно нелетальных (невоенных) грузов Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане комбинированным способом – воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации.

    Ничего нового или сенсационного в том, что Россия оказывает поддержку МССБ по транзиту нет. Кстати, в состав МССБ входят и 22 ненатовские страны. Такое содействие осуществляется в соответствии с резолюцией 1386 СБ ООН, которая призывает соседние с Афганистаном государства и страны-члены ООН оказывать МССБ «такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая предоставление разрешений на пролет самолетов и транзит». С Германией, Францией, Испанией, США, Италией, Швецией были заключены и уже несколько лет действуют двусторонние юридически обязывающие соглашения о транзите вооружений, военного имущества и персонала для нужд их контингентов в МССБ.

    На саммите Совета Россия-НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года № 219) были оформлены и работают договоренности о применении к железнодорожному транзиту в Афганистан нелетальных грузов МССБ порядка, действующего для обычных коммерческих грузов.

    На саммите СРН в Лиссабоне в ноябре 2010 года (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 926) такой упрощенный порядок железнодорожного транзита был распространен на транзит в обратном направлении - из Афганистана, и в перечень разрешенных грузов были также включены невооруженные транспортные средства с усиленной противоминной защитой.

    В мае прошлого года от руководства НАТО поступило обращение о возможности сочетания на одном транзитном маршруте доставки грузов по воздуху и железной дорогой, а не исключительно только по воздуху или только железной дорогой.

    Это обращение всесторонне рассмотрено всеми компетентными российскими ведомствами. Как и всегда при решении подобных вопросов, особое внимание было уделено обеспечению безопасности и предотвращению использования дополнительного варианта транзита для целей наркотрафика.

    После соответствующей межведомственной проработки российская сторона пришла к выводу, что оптимальный вариант – задействование имеющейся инфраструктуры аэропорта «Восточный» в Ульяновске и расположенных неподалеку железнодорожных путей, используемых для международных транзитных перевозок. Автомобильное «плечо» здесь небольшое. Учитывались перспективы общего развития транспортной инфраструктуры региона, в т.ч. и после завершения операции МССБ в Афганистане, как транзитного маршрута Центральная Азия - Западная Европа.

    При этом использовались бы исключительно гражданские объекты аэропорта и подъездных железнодорожных путей, включая находящиеся в таможенной зоне склады временного хранения, которые могут потребоваться для подготовки партий контейнеров к отправке. Грузы доставлялись бы по воздуху, автотранспортом и железной дорогой только российскими перевозчиками. Никакого иностранного персонала не предполагается ни при перегрузке, ни при охране. Все грузовые операции предусмотрено производить под строгим контролем таможенных органов Российской Федерации.

    Были также проработаны механизмы усиленного антинаркотического контроля. Есть принципиальная договоренность с НАТО, что транзитные грузы могут подвергаться дополнительным проверкам на предмет наличия наркотиков.

    Перевозки невоенных грузов Международных сил содействия безопасности носят коммерческий характер - доставка осуществляется транспортными компаниями, которые выбираются по тендерам оборонными ведомствами стран-участниц МССБ. Цены при этом определяются на рыночных условиях между заказчиками и перевозчиками - с учетом скорости, надежности и стоимости доставки.

    Принимая во внимание эти факторы, вполне могут быть востребованы и возможности аэропорта в Ульяновске. Если же компании не договорятся, то транспортировка грузов будет продолжаться по воздуху либо железнодорожным транспортом через Российскую Федерацию. Для снабжения контингентов МССБ задействованы и другие маршруты – т.н. центральный и южный.

    И еще важный момент. При проработке вопросов транзита через Ульяновск учитывались предложения о совершенствовании нормативно-правовой базы Российской Федерации, чтобы создать условия для комбинированного (или мультимодального) транзита и для обычных коммерческих грузов – безотносительно транзита в/из Афганистан(а) для нужд МССБ.

    В настоящее время подготовленный совместно с профильными ведомствами Российской Федерации проект соответствующего постановления находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

    Таким образом, поднятая шумиха вокруг «базы НАТО» не имеет никакой связи с реальным положением вещей. Речь лишь идет о введении в нормативно-правовую базу понятия «комбинированного транзита», наряду с «автомобильным, воздушным и железнодорожным». Если и когда комбинированная схема заработает в Ульяновске, все смогут убедиться в надуманности опасений.

    Рассчитываем, что данная информация послужит правильному восприятию существа данной темы и, наконец, поставит точку в этой истории.

10 апреля 2012 года