МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 11 декабря 2014 года

2844-11-12-2014

О предстоящей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с участниками научно-образовательной программы Фонда им. А.М.Горчакова «Диалог во имя будущего»

12 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров встретится с участниками ежегодной научно-образовательной программы Фонда им. А.М.Горчакова «Диалог во имя будущего: Россия и мир вокруг».

Данный проект, реализуемый с 2011 г., преследует цель создания условий для поддержания контактов между молодыми специалистами из России и зарубежных стран в области международных отношений, политологии и журналистики.


О предстоящей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Республики Южный Судан Б.Барнабой

15 декабря в МИД России состоится встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Республики Южный Судан Б.Барнабой.

Планируется обсудить представляющие взаимный интерес вопросы двусторонней повестки дня, а также складывающуюся в Южном Судане ситуацию и предпринимаемые правительством, африканским и международным сообществом шаги по урегулированию конфликта в этой стране.


К предстоящей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Исполнительным директором Всемирной продовольственной программы ООН Э.Казин


16 декабря пройдет встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Исполнительным директором Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) Э.Казин, которая будет находиться в Москве с рабочим визитом.

В ходе беседы стороны предметно обсудят актуальные вопросы взаимодействия России и ВПП, включая перспективы реализации ряда проектов, осуществляемых при донорской поддержке нашей страны. Состоится подписание Соглашения о стратегическом партнерстве между Правительством Российской Федерации и ВПП ООН на 2014-2017 гг.

В тот же день на площади Васильевского спуска пройдет торжественная церемония передачи ВПП первой партии автомашин «КАМАЗ» (15 единиц) в рамках реализации проекта по переоснащению парка грузовых машин Программы, используемых для транспортировки гуманитарной помощи. В 2014-2015 гг. будет передано в общей сложности 218 грузовиков «КАМАЗ» в качестве натурального взноса России в фонд Программы. Масштаб проекта позволяет говорить о том, что «КАМАЗ» станет «лицом» транспортной службы крупнейшей гуманитарной организации системы ООН.

В последние годы ВПП превратилась в один из важнейших каналов оказания Россией помощи беднейшим странам и выполнения наших международных обязательств в сфере продовольственной безопасности. Россия уже более десяти лет выступает донором Программы. Наш взнос в ВВП за 11 месяцев 2014 г. составил 51,5 млн.долл.США – самый высокий показатель за всю историю нашего донорства. До конца текущего года эта сумма, как планируется, возрастет до 66,5 млн.долл.США.


О предстоящей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Сербии И.Дачичем


В соответствии с ранее достигнутой договоренностью 19 декабря в Москве будет находиться первый заместитель Председателя Правительства, Министр иностранных дел Сербии И.Дачич.

Запланированы его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, которые будут посвящены в первую очередь вопросам повестки дня ОБСЕ с учетом предстоящего в 2015 г. председательства Сербии в этой Организации. Приветствуем заинтересованное отношение Белграда к подробному ознакомлению с подходами России. Полагаем, что это будет способствовать успешной работе будущего председательства, призванного действовать взвешенно и обеспечивать учет позиций всех государств-участников.

Встреча станет возможностью и для обмена мнениями о состоянии и перспективах российско-сербского сотрудничества, ключевых международных проблемах.


К ситуации на Украине


Развернутые политические заявления по ситуации на Украине сделали Президент Российской Федерации В.В.Путин 4 декабря в рамках послания Федеральному Собранию Российской Федерации и Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе общения с представителями СМИ в Базеле (Швейцария) по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ.

Кратко обозначу наши опорные тезисы по этой проблеме.

1. В настоящее время ключевыми вопросами являются прекращение применения оружия в Донецкой и Луганской областях, отвод тяжелой техники, а также определение линии разведения конфликтующих сторон в соответствии с Минским меморандумом от 19 сентября с.г.

Позитивно оцениваем объявление и динамику соблюдения режима «тишины» в Донецкой и Луганской областях, который, несмотря на провокации с обеих сторон, в целом сохраняется.

2. Как вам известно, проведение очередного заседания Контактной группы было запланировано на 11-12 декабря в Минске. Однако из-за необходимости дополнительно проработать его отдельные аспекты, включая повестку дня, мероприятие, судя по всему, состоится несколько позднее.

Российская сторона предпринимает максимум усилий для организации заседания Контактной группы в кратчайшие сроки и достижения позитивных результатов для реализации минских договоренностей.

3. Важное значение имеет решение вопроса об обмене военнопленными. Представители украинской стороны, а также руководство ДНР и ЛНР обменялись списками пленных. Между ними достигнута договоренность провести сверку переданных списков, чтобы на заседании Контактной группы обсудить практические вопросы, связанные с обменом военнопленными.

4. В условиях гуманитарной катастрофы в Донецкой и Луганской областях особую важность имеет оказание гуманитарной помощи населению этого региона. Объем российской помощи жителям Донецкой и Луганской областей составил 12985 тонн. На 12 декабря запланирована доставка в регион очередного гуманитарного конвоя во взаимодействии с украинской стороной и Международным Комитетом Красного Креста. В состав груза входят продукты питания, горюче-смазочные материалы, электрооборудование общим весом более 1200 тонн.


Об оценке Комиссаром Совета Европы по правам человека ситуации на Украине


Ознакомились с опубликованной на сайте Совета Европы информацией относительно недавней поездки Комиссара по правам человека Н.Муйжниекса в Киев и ряд городов на Востоке Украины (30 ноября-5 декабря).

Удовлетворены тем, что Комиссар обратил внимание на тяжелую гуманитарную ситуацию в восточных регионах страны в условиях продолжающегося вооруженного конфликта немеждународного характера. В частности, следствием этого конфликта стали многочисленные серьезные нарушения прав человека, при этом население Юго-Востока Украины зачастую лишено нормального доступа к питанию, воде и электричеству.

Поддерживаем тезис Комиссара о необходимости мирного разрешения конфликта и прекращения любого насилия на Украине.

Приветствуем призыв к расследованию всех преступлений и наказанию ответственных за них. Недоумение, однако, вызывает заявление Н.Муйжниекса, что виновными являются якобы «в первую очередь» ополченцы и только потом официальные власти, которые ведут войну против своих граждан.

Удивлены также и «половинчатым» призывом Комиссара к украинским властям «руководствоваться гибким подходом в вопросах выплаты пенсий лицам, прибывающим из зоны конфликта». Хочется верить, что Н.Муйжниекс не пытается тем самым оправдать антигуманное решение Президента П.А.Порошенко о прекращении подобных выплат на территориях, неподконтрольных Киеву.

Вызывает сожаление, что Комиссару, находившемуся всего в 15 километрах от «линии огня», не удалось посетить ДНР и ЛНР и лично убедиться в ужасающем положении дел, сложившимся в регионе в результате карательной операции киевских властей. Думается, что тогда оценки Н.Муйжниекса в отношении действий украинских силовиков были бы еще более реалистичными и объективными.


Об очередном докладе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) о гуманитарной ситуации на Украине


Доклад УВКБ о гуманитарной ситуации на Украине представляется сбалансированным и в целом объективно отражает проблемы массового перемещения населения в результате конфликта на Юго-Востоке страны.

В документе с опорой на заслуживающие доверие источники информации рассматриваются актуальные вопросы, связанные с положением как покинувших страну беженцев, так и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).

С учетом предоставленных ФМС России сведений констатируется, что более 229 тысяч украинцев попросили международной защиты в России, из них свыше 218 тысяч получили временное убежище и 218 человек – статус беженца. Еще 215 тысяч подали заявления о приобретении российского гражданства или разрешении на временное проживание.

Не обойден вниманием и целый ряд моментов, негативно сказывающихся на положении населения страны и способствующих росту числа перемещенных лиц. Разделяем озабоченность УВКБ в связи с принятием украинскими властями закона, по которому социальные выплаты будут производиться только на территориях, подконтрольных Киеву, в результате чего люди вынуждены покидать свои дома, чтобы получить пенсии и пособия. Встревожены отмеченными в докладе проявлениями в школах отдельных регионов нетерпимости в отношении детей с Юго-Востока, а также сложностями для ВПЛ с трудоустройством.

Как проявление неуверенности граждан Украины в своем будущем расцениваем приведенные в докладе оценки об увеличении количества украинцев, ищущих убежище или иную форму международной защиты не только в России, но и в странах Евросоюза, прежде всего, в Польше, Германии и Италии, а также в Белоруссии.

С удовлетворением отмечаем, что УВКБ сохраняет линию на беспристрастное и объективное освещение ситуации с подмандатными ему категориями лиц на Украине и за ее пределами.


О консультативной миссии Евросоюза по реформированию гражданского сектора безопасности на Украине

Мы обратили внимание на запуск 1 декабря с.г. консультативной миссии Евросоюза по реформированию гражданского сектора безопасности на Украине (EUAM Ukraine).

Исходим из того, что эта миссия, среди прочего, будет способствовать искоренению националистических и экстремистских настроений в украинских правоохранительных и судебных органах. Главную же ее задачу на нынешнем этапе видим в незамедлительном вынесении правовой оценки деятельности карательных батальонов т.н. «частных армий» на Юго-Востоке Украины с тем, чтобы положить конец их зверствам против мирного населения.

Ждем также принципиальных оценок закона «Об очищении власти» (о люстрации) и других законодательных актов, направленных на ущемление прав отдельных групп населения украинского общества.


К инциденту на палестинских территориях


10 декабря на Западном берегу реки Иордан близ Рамаллы погиб имеющий ранг Министра глава палестинского правительственного Комитета по противодействию размежеванию и поселенчеству, член Ревсовета партии ФАТХ З.Абу Эйн. По информации СМИ, З.Абу Эйн возглавил мирное шествие палестинцев, намеревавшихся произвести посадку оливковых деревьев в районе находящейся на оккупированных палестинских территориях деревни Турмусайя. Палестинские источники сообщили, что при разгоне этого шествия израильскими военными он, в частности, подвергся атаке слезоточивым газом и, не приходя в сознание, скончался в больнице.

Израильская сторона обвинения в насильственной гибели З.Абу Эйна отвергла, заявив, что по ее факту будет проведено специальное расследование.

В Москве выражают искренние соболезнования палестинскому руководству и правительству, родным и близким З.Абу Эйна. Считаем необходимым оперативно, беспристрастно и объективно рассмотреть все обстоятельства произошедшего.

Особую обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что такого рода трагические эпизоды происходят на фоне отсутствия уже в течение длительного времени палестино-израильских переговорных контактов, что с каждым днем увеличивает риски еще большей дестабилизации обстановки на палестинских территориях. Важно остановить дальнейшее сползание ситуации к конфронтационному сценарию, сохранить перспективы палестино-израильского урегулирования на известной международно-правовой основе.


О развитии ситуации в Сирии


Обстановка в Сирии по-прежнему характеризуется крайней напряженностью. Правительственные силы ведут борьбу с террористическими группировками по всей стране. Интенсивные боестолкновения происходят в районах Западной и Восточной Гуты в окрестностях Дамаска, в Алеппо и на южном фронте – в губернаторствах Дераа и Кунейтра. Отбито массированное наступление терргруппировки «Исламское государство» («ИГ») на базу ВВС Сирии под Дейр-эз-Зором.

Происходящее подтверждает, что основное бремя борьбы с терроризмом в Сирии, угрожающим стабильности и безопасности всего региона Ближнего Востока, несет сирийское правительство. Прошло уже 80 дней с того момента, как ведомая США антитеррористическая коалиция без соответствующего решения СБ ООН и согласия законного правительства САР распространила свои действия на сирийскую территорию. Достигнутые за это время результаты – скромные. «ИГ» сохраняет позиции на подконтрольных территориях, где наводит свои порядки. Его пропагандисты распространяют миф о якобы способности этой террористической структуры успешно противостоять вооруженному натиску «неверных» в лице Запада и его региональных союзников и о том, что власть «ИГ» – надолго. Как бы в подтверждение этому радикалы занялись «реформой образования». По мнению идеологов «Исламского государства», будущему поколению сирийцев не нужны даже самые поверхностные представления по основным образовательным предметам, таким как физика и химия.

Среди других уже проявившихся негативных последствий противоправных действий коалиции – создание де-факто ситуации неуважения к государственному суверенитету Сирии с перспективой распространения подобного отношения на другие страны региона. То, как такая ситуация может быть использована, продемонстрировали в прошедшие выходные авиаудары ВВС Израиля по объектам близ сирийской столицы.

Последовательно исходим из того, что в нынешних условиях крайне востребовано возобновление движения на политическом треке урегулирования сирийского кризиса. Это открывало бы перспективу консолидации усилий всех сирийцев в противодействии террористической угрозе. С этой целью проводим интенсивную работу с представителями сирийского руководства и оппозиции в интересах проведения консультативных контактов между ними на московской «площадке».

Хотел обратить ваше внимание на развернутое сообщение для СМИ, опубликованное на официальном сайте МИД России, по итогам бесед спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с Президентом Сирии Б.Асадом и другими руководителями САР.

Активно поддерживаем позитивные начинания спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры, включая его инициативу по локальным «замирениям», начиная с Алеппо.


Об итогах брифинга гуманитарных агентств в Женеве по ситуации в САР


В рамках интенсивной работы по поиску всеобъемлющего политического урегулирования кризиса в Сирии фокусируем усилия на преодолении насущных гуманитарных проблем в этой стране.

Обратили внимание на состоявшийся на днях в Женеве брифинг международных специализированных гумагентств, в т.ч. Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН, Программы развития ООН, Всемирной продовольственной программы и Всемирной организации здравоохранения, по гуманитарной ситуации в Сирии.

По оценкам ооновцев, обстановка в гуманитарной сфере в Сирии остается крайне сложной. Об этом свидетельствует приведенная статистика: количество нуждающихся в гумпомощи сирийцев достигло 12,2 млн., из которых 5,6 млн. – дети. Число внутренне перемещенных лиц составляет 7,6 млн. человек, беженцев – 3,2 млн. человек.

Следует подчеркнуть, что представители гумагентств в позитиве отметили уровень сотрудничества с правительством САР и его готовность к диалогу для решения насущных гуманитарных проблем сирийского мирного населения, страдающего от продолжающихся военных действий.

В качестве основных препятствий гумсодействию ооновцы акцентировали продолжающуюся экспансию террористических группировок, прежде всего «Исламского государства» и «Джабхат-ан-Нусры», расширение подконтрольных им районов, и, как следствие, отсутствие гумдоступа на многие территории. Другая серьезная проблема – дефицит финансирования гуманитарной деятельности ООН из-за невыполнения некоторыми странами-донорами ранее взятых на себя обязательств, что особенно чувствительно в период зимних холодов.

Разделяем высказанные представителями гуманитарных агентств оценки. Неоднократно отмечали, что вместо выделения материальных средств боевикам, спонсорам такой деятельности следовало бы перенаправить эти инвестиции на гуманитарную помощь гражданам Сирии.

Рассчитываем, что общий план гумреагирования по Сирии на 2015 г. под эгидой ООН, презентация которого запланирована на предстоящей 18 декабря конференции в Берлине, позволит решить текущие затруднения с финансированием гуманитарной операции ООН.

Убеждены, что эффективность этих усилий во многом зависит от согласования гуманитарного плана с сирийским правительством. Любая гуманитарная деятельность в САР должна предприниматься в соответствии с руководящими принципами ООН по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи при соблюдении суверенитета и территориальной целостности САР и в рамках принятых в СБ резолюций.

Со своей стороны продолжим практику оказания регулярной гуманитарной помощи Сирии как по двусторонним каналам, включая доставку самолетами МЧС России продуктов питания и предметов первой необходимости населению САР и сирийским беженцам в Ливане, Иордании и Ираке, так и по линии международных гуманитарных организаций. С учетом совокупной помощи Россия является одним из крупнейших доноров на цели оздоровления гумобстановки в Сирии.

Убеждены, что переломить гуманитарную ситуацию в стране можно только через достижение устойчивого политико-дипломатического урегулирования, прекращение вооруженного противостояния и насилия. В данном контексте поддерживаем усилия спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистуры по прекращению насилия в стране с последующим выходом на возобновление межсирийских переговоров для консолидированного противодействия террористической угрозе и преодоления кризиса в САР через диалог между сирийскими сторонами.


Об итогах Лондонской конференции по Афганистану


4 декабря в Лондоне прошла международная конференция по Афганистану под сопредседательством Президента ИРА А.Гани и Премьер- министра Великобритании Д.Кэмерона, в которой приняли участие делегации более 60 стран и международных организаций. Российскую Федерацию представлял спецпредставитель Президента по Афганистану 3.Н.Кабулов.

Основным итогом встречи стало подтверждение мировым сообществом ранее взятых обязательств поддержки и содействия Афганистану. В свою очередь афганское руководство заверило международных партнеров в своей решимости бороться с накопившимися в стране проблемами, включая коррупцию, низкий уровень жизни населения, безработицу, а также содействовать развитию частного предпринимательства, защите прав граждан, в частности, женщин и молодежи. В этом контексте в выступлении А.Гани была представлена новая программа действий.

Российская сторона выразила в Лондоне готовность продолжать оказание Афганистану многопланового содействия, в том числе в укреплении боеспособности афганских силовых структур, борьбе с терроризмом и наркоугрозой, а также в сферах развития энергетики, транспортной инфраструктуры, строительного сектора, науки, культуры, образования.

По результатам форума было принято итоговое Коммюнике.


О решении мининдел стран НАТО и 14 государств-партнеров о запуске в Афганистане учебно-тренировочной миссии «Решительная поддержка»

В связи с объявленным НАТО 2 декабря с.г. решением о развертывании в Афганистане с 1 января 2015 г. новой учебно-тренировочной миссии альянса «Решительная поддержка» на смену Международным силам содействия безопасности (МССБ) хотел бы отметить следующее.

По-прежнему убеждены в необходимости надлежащего международно- правового оформления новой миссии НАТО в Афганистане в виде мандата СБ ООН. В настоящее время подготовленный западными странами проект резолюции по этому вопросу находится на обсуждении в Совбезе.

Вместе с тем отмечаем, что в нем не отражены такие принципиальные вопросы, как мандат новой миссии, который должен быть четким и полноценным, сроки и параметры «Решительной поддержки», преемственность по отношению к миссии МССБ, а также регулярная отчетность перед Советом Безопасности ООН.


Об отмене Тунисом виз для граждан Российской Федерации


В соответствии с решением Правительства Тунисской Республики с 1 декабря 2014 г. для граждан России в одностороннем порядке отменены визы для въезда на территорию этой страны. Максимально возможный срок пребывания в стране составляет 90 дней.

Российские граждане, планирующие поездки в Тунис, должны иметь при себе заграничный паспорт со сроком действия не менее трех месяцев с момента предполагаемого выезда из Туниса.

МИД России приветствует этот акт доброй воли со стороны руководства Туниса, который, несомненно, будет способствовать укреплению дружественных связей и развитию туристических обменов между нашими странами.

Вопрос: Вы уже говорили о переносе даты встречи Контактной группы. Как бы Вы могли прокомментировать заявление представителя киевских властей Л.Д.Кучмы о том, что он не видит необходимости её созыва в ближайшие дни, так как ополченцы, по его словам, не продемонстрировали своей готовности к миру?

Ответ: Насколько мы понимаем позицию ополченцев, они весьма заинтересованы в скорейшем проведении встречи Контактной группы. Обращаю Ваше внимание на то, что по инициативе Киева неожиданно была отменена вчерашняя видеоконференция, которая задумывалась как подготовительный этап к встрече в Минске. Смысл созыва Контактной группы вполне очевиден: группа давно не собиралась, накопилось много вопросов. Кроме того есть большая вероятность, что все-таки удастся определиться с линией разграничения, что очень важно с точки зрения дальнейшей деэскалации конфликта, разведения сторон и допуска наблюдателей ОБСЕ в т.н. открывающуюся буферную зону. Есть целый ряд важных и срочных вопросов, например, по обмену военнопленными, а также социально-экономического порядка, которые прописаны в минских договоренностях и которые необходимо решать.

Позиция главного киевского переговорщика несколько озадачивает – мы будем ее уточнять. Если Вы внимательно следили за заявлениями руководителей ЛНР и ДНР, то должно быть понятно, что они выступают за скорейший созыв Контактной группы, чтобы начать конкретно договариваться о реализации минских соглашений, обсуждать буквально каждое положение этих документов.

Вопрос: Как Вы прокомментируете заявление Президента Украины П.А.Порошенко, в котором он призвал Россию вывести свои войска и закрыть границу с Украиной, отметив, что, если это будет сделано, конфликт на Юго-Востоке можно решить за три недели?

Я видел это заявление Президента П.А.Порошенко, которое он сделал на пресс-конференции по итогам переговоров с Премьер-министром Австралии.

Подобные высказывания вызывают недоумение. Мы неоднократно говорили, что военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на Украине не было и нет, поэтому и выводить нечего. Что касается границы, то она абсолютно обеспечена (с российской стороны) – на КПП «Гуково» и «Донецк» по добровольному решению Москвы размещены наблюдатели ОБСЕ. Проблем с их функционированием не возникает. Что касается участка украинской границы, который не контролируется киевскими властями, здесь напрямую нужно договариваться с руководством Донецкой и Луганской областей.

Вопрос о закрытии российско-украинской границы вообще никогда не ставился. Речь шла о наблюдении со стороны ОБСЕ за всеми участками совместной границы, что является частью минских договоренностей (это не было сделано публично, но известно всем участникам минского процесса). Для такого шага нужны конкретные меры, о которых в очередной раз говорил Министр С.В.Лавров на итоговой пресс-конференции в Базеле. Киевскому руководству необходимо принять соответствующие акты об амнистии, обеспечить гарантии безопасности выборных представителей ДНР и ЛНР, решить многие социальные и экономические проблемы. Только после этого можно переходить к вопросам организации мониторинга на границе. Эта последовательность шагов, еще раз напомню, прописана в соответствующих документах. Исходим из того, что украинская сторона должна строго выполнять взятые на себя обязательства.

Вопрос: Россия предпринимает активные усилия и задействует свои связи с различными сторонами сирийской оппозиции, чтобы собрать в Москве как можно больше её представителей. Одновременно ряд стран региона, в частности, Саудовская Аравия, Катар и Турция, препятствуют этому. На состоявшемся 9 декабря в Дохе саммите стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) было принято коммюнике, в котором заявлено о продолжении поддержки умеренных вооружённых оппозиционных группировок. Как к этому относится Россия?

Ответ: Главная проблема заключается в том, что непонятен состав сирийской оппозиции, который будет участвовать в урегулировании конфликта. Со своей стороны активно работаем с целым спектром оппозиционных группировок, отдельными лидерами «Национальной коалиции». Только диалог Правительства с широким спектром оппозиции, что является принципиальным положением Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., станет залогом устойчивого движения к урегулированию.

По понятным причинам всё идёт непросто, в том числе из-за позиции целого ряда государств, в том числе перечисленных Вами, которые полагают, что речь должна идти о смене режима. В этой связи и предпринимаются активные попытки «подпитать» различные вооружённые группировки. Мы предлагаем Москву в качестве «площадки» для подготовки диалога между сирийским правительством, которое неоднократно подтверждало свою готовность принять в нём участие, и представителями самого широкого спектра оппозиционных сил.

Мы постоянно настраиваем наших западных и региональных коллег на усиление работы с оппозицией в пользу скорейшего начала прямого разговора с Правительством САР. Этот настрой недавно был подтверждён в ходе визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Хартум и его контактов в рамках диалога Россия-ЛАГ. Ведём также энергичный поиск взаимоприемлемых подходов с партнёрами из ССАГПЗ, но не у всех есть намерение и желание запустить переговорный процесс в том виде, о котором договорились сирийские стороны в рамках международной встречи по Сирии в Женеве в 2012 г. Будем продолжать наши усилия. Рассчитываем, что при поддержке специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии С. Де Мистуры нам всё же удастся созвать консультативную встречу, которая предоставит возможность для начала широкого диалога между сирийским правительством и оппозицией. С чего-то надо начинать. Необходимо как можно скорее прекращать братоубийственную войну. Чем быстрее это осознают в том числе и региональные государства, тем легче пойдёт процесс в будущем.

Вопрос: 10 декабря состоялись консультации министров иностранных дел Турции, Азербайджана и Грузии, по итогам которых турецкий мининдел М.Чавушоглу заявил, что для его страны приоритетом является не транзит российского газа, а реализация проекта газопровода “TANAP” из Азербайджана в Турцию. Какова позиция России по этому вопросу?

Ответ: Думаю, что заявления главы турецкого МИД используются СМИ не добросовестно. Он участвовал в переговорах в Анкаре 1 декабря с.г. в ходе визита Президента Российской Федерации в Турцию, где В.В.Путин объявил о новом стратегическом развороте в двустороннем энергетическом сотрудничестве. Сейчас стоит вопрос об отработке многочисленных технических параметров по линии российского «Газпрома» и министерств энергетики двух стран.

Что касается общего контекста, то каждая страна выбирает приоритетные для себя проекты, которых может быть несколько. Это говорит о том, что вопросы диверсификации энергетических мощностей и строительства объектов энергетической инфраструктуры являются сейчас одними из наиболее актуальных. Турецкое руководство в лице Президента Р.Т.Эрдогана и Премьер-министра А.Давутоглу подтвердили глубокую заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией в рамках нового проекта. У нас нет никаких сомнений, что он будет реализовываться на благо наших стран, в т.ч. с учётом интересов европейских потребителей.

Вопрос: Ведется ли подготовка договора России с Южной Осетией? Вчера Президент РЮО Л.Х.Тибилов заявил, что такой документ будет подписан до конца января 2015 г. Диапазон интеграции может быть широким: от ассоциированного партнерства до вхождения в состав Российской Федерации. Ведутся ли какие-либо переговоры по этому вопросу по линии МИД?

Ответ: Я видел заявление руководителя Южной Осетии. На предыдущих брифингах мы обсуждали эту тему в контексте уже подписанного Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. Данные заявления свидетельствуют о заинтересованности Республики Южная Осетия развивать договорные отношения партнерства с Россией. Видим в этом законный интерес нового образовавшегося суверенного государства. Здесь нет никакого другого смысла.

Тема дальнейшего юридического оформления отношений между Россией, Абхазией и Южной Осетией активно «раскручивалась» в контексте прошедшего в Женеве очередного раунда международных дискуссий. Руководитель российской делегации статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Г.Б.Карасин чётко пояснил, что развитие договорных отношений с этими государствами никоим образом не направлено против третьих стран и не создаст угроз безопасности, которые должны обсуждаться напрямую между Цхинвалом, Сухумом и Тбилиси в рамках дискуссий, что и попытались сделать в ходе очередного раунда в Женеве.

Вопрос, понятно, сложный. Деталями в связи со второй частью Вашего вопроса пока не владею, поэтому не стану их комментировать. Подчеркну только, что содержание и параметры дальнейшего договорно-правового регулирования наших отношений достаточно транспарентны. Новый договор между Россией и Абхазией доступен для прочтения, что снимает все возможные интерпретации на этот счёт.

Вопрос: Вчера в Верховную Раду был внесён законопроект о признании ДНР и ЛНР террористическими организациями. Получается, что, с точки зрения Киева, ведя переговоры с Донецкой и Луганской республиками, украинские власти будут контактировать с террористами. Какова оценка России подобных действий киевских властей и внесённого законопроекта?

Ответ: Как Вы правильно заметили – это юридический нонсенс. Более того, в таком шаге проявляется стремление «партии войны» как можно скорее свернуть с пути политического урегулирования и деэскалации конфликта и вернуть всё на стадию силовой операции.

Очевидна абсурдность происходящего, поскольку в минских договорённостях как раз прописано, что сторонами конфликта являются Киев и вооружённые формирования Луганской и Донецкой областей. Всё это зафиксировано при посредничестве России и ОБСЕ. Весь минский процесс и имеющиеся договорённости подразумевают, что урегулирование должно достигаться этими двумя конфликтующими сторонами. Если одна из них представляет дело так, что вторая – «террористическое движение» или «организация», то не очень понятен смысл дальнейшего диалога и путей легитимизации позиции Киева, в пользу мирного решения, его активного и публично обозначенного стремления к скорейшему созыву Контактной группы с участием руководителей ДНР и ЛНР, представителей Президента Украины, ОБСЕ и Посла Российской Федерации в Киеве.

Возникают вопросы к депутатам Верховной Рады и по поводу их ответственности при внесении тех или иных инициатив в законодательный орган. В последние дни приходится всё чаще вспоминать и напоминать о степени такой политической ответственности. Рассчитываем, что здравый смысл все же возобладает. Посоветовал бы украинским депутатам принимать как можно больше законодательных документов, разряжающих, а не накаляющих до предела обстановку подобными инициативами.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали рассекречивание в США доклада о пытках в ЦРУ?

Ответ: Сегодня на сайте МИД России размещен подробный комментарий Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова, в котором чётко обозначено наше отношение к появившимся фактам. Предлагаю ещё раз ознакомиться с его содержанием.

Засекреченность вполне понятна, поскольку даже поступивший в общественный доступ объём материала показывает масштаб и степень жестокости применявшихся к заключённым мер. Знаю, что многие общественные организации и действующие политики (и не только в США) активно высказываются за предание гласности полного текста документа, равно как и за привлечение к ответственности в международно-правовом плане исполнителей этих жестоких действий, а также тех, кто отдавали такие приказы.

Документ готовился давно, и работа по его публикации была завершена некоторое время назад. Появление упомянутых фактов свидетельствует, что никто не совершенен, даже США, которые считают себя эталоном норм демократического устройства, активно распространяя по миру свою исключительность. Подобные чудовищные преступления вряд ли дают основания считать идеальными государственные процедуры и действующие в США нормы в области прав человека.