МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 11 сентября 2014 года

2105-11-09-2014

О ситуации на Украине

Сейчас самая главная задача – консолидация договоренностей, которые были зафиксированы в Минске 5 сентября в Протоколе по итогам переговоров, который по сути стал первым важным шагом на пути к политическому урегулированию затянувшегося украинского кризиса.

Говоря о сегодняшней ситуации на Юго-Востоке Украины, мы в качестве оптимального варианта развития событий видим, прежде всего, следующее. Главное – это прекращение огня, боевых действий, свертывание проводимой Киевом силовой, так называемой антитеррористической операции, установление перемирия, которое позволило бы оперативно решить наиболее острые гуманитарные вопросы, связанные с обеспечением гражданского населения элементарными вещами – водой, электроэнергией, продовольствием, медицинской помощью, связью.

Одновременно требуется организация содержательного, открытого, как мы говорим, инклюзивного внутриукраинского диалога с участием представителей всех регионов Украины, всех политических сил о будущем страны, ее конституционном устройстве, параметрах государства, в котором было бы комфортно и безопасно жить всем гражданам, где бы в полном объеме соблюдались права человека во всем их многообразии, где не было бы разгула радикализма и национализма.

Что касается России, то мы готовы оказывать все возможное и необходимое содействие созданию благоприятных условий для решения стоящих перед Украиной проблем.

Надеемся, что все положения данного документа и достигнутые договоренности будут неукоснительно выполняться.

Важно, чтобы в самое ближайшее время были согласованы необходимые документы по реализации достигнутых решений.

В соответствии с договоренностью В.В.Путина и П.А.Порошенко в Минске 26 августа с.г. намерены направить в Луганскую и Донецкую области Украины во взаимодействии с украинской стороной и Международным Комитетом Красного Креста (МККК) вторую партию гуманитарного груза, включающую продукты питания, медикаменты, электрогенерирующее оборудование, вещевое имущество.

При этом исходим из того, что доставка будет осуществлена при участии сотрудников пограничной и таможенной служб Украины, представителей МККК, а распределение помощи нуждающимся будет проведено под эгидой МККК.

В настоящее время согласовываются модальности доставки гуманитарного груза.

Несколько конкретных фактов по ситуации с беженцами с территории Украины.

Мониторинг по обращениям граждан Украины на территории Российской Федерации по состоянию на 10 сентября 2014 г. показывает следующее.

В период с 1 апреля 2014 г. на территорию Российской Федерации въехало и по состоянию на указанную дату (10 сентября 2014 г.) пребывает 833751 гражданин Украины.

На территории Российской Федерации развернуто 1013 пунктов временного размещения, в которых размещено 57 805 человек, в том числе 18 456 детей до 18 лет.

В частном секторе обустроено 339 882 чел., в частном секторе в приграничных регионах Российской Федерации – 100 832 гражданина Украины.

Федеральные и региональные власти делают максимум возможного, чтобы обеспечить граждан Украины всем необходимым.

Как вы видите, цифры более чем впечатляющие, отражение трагедии, которая происходила и происходит на Юго-Востоке Украины.


О запрете ретрансляции российских телеканалов в эфирных и кабельных сетях Украины


Игнорируя призывы представителей международных организаций и журналистских объединений, киевские власти продолжают наращивать усилия по сохранению жесткого административного контроля за СМИ, откровенно препятствуя объективному освещению событий в стране. Решение Окружного административного суда Киева по иску Национального совета Украины в отношении запрета трансляции 15 российских каналов на Украине («Первый канал», РЕН-ТВ, Life News, Russia Today, РБК-ТВ и др.) расцениваем как противоречащее нормам международного права и откровенно политическое.

Аргументация иска – «необъективное освещение кризисной ситуации на юго-востоке украинского государства» – свидетельствует о том, что силовые структуры Украины последовательно лишают население страны возможности получать информацию из альтернативных информационных источников.

Не буду голословным – в одном из интервью представитель Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию О.Герасимюк, которая инициировала этот иск и добилась решения, заявила следующее. Украинские СМИ теперь, мол, не должны соблюдать стандарты журналистики и знакомить аудиторию с различными точками зрения. Правильная точка зрения только одна. Например, нельзя даже транслировать выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина, потому что народу не нужно знать мнение «агрессора». При этом цензурой такие запреты О.Герасимюк не считает. Дальше любопытная фраза: «Мы получили свободу слова, но так и не поняли ее сути. Сейчас с этим непониманием мы оказались на войне, не осознавая, что журналистика должна объединять профессионализм и патриотизм».

По сути, мы являемся свидетелями неприкрытого акта цензуры по отношению к средствам массовой информации, что абсолютно недопустимо, особенно в стране, якобы разделяющей европейские демократические ценности.

Российская сторона резко осуждает порочную практику запугивания представителей СМИ, воспрепятствование их деятельности и преследование, вплоть до попустительства убийствам. Ожидаем, что мировое сообщество, международные, профессиональные и общественные организации дадут принципиальную оценку этому откровенно дискриминационному решению украинских силовиков, грубо нарушающему взятые официальным Киевом международные обязательства.

Мне бы хотелось увидеть специальное заявление института, который создан для этого в рамках ОБСЕ и возглавляется Д.Миятович.


О визите в Российскую Федерацию Комиссара Совета Европы по правам человека Н.Муйжниекса


С 8 по 12 сентября в Российской Федерации находится с визитом Комиссар Совета Европы по правам человека Н.Муйжниекс. Программа пребывания Комиссара включает встречи в Москве, а также поездку в Крымский федеральный округ (г.Симферополь и г.Бахчисарай).

9 сентября состоялись беседы Н.Муйжниекса с заместителем Министра иностранных дел А.Ю.Мешковым, Министром юстиции А.В.Коноваловым, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Э.А.Памфиловой. Обсуждался широкий круг вопросов, касающихся сотрудничества Российской Федерации с Советом Европы, в том числе в контексте выполнения рекомендаций Комиссара по правам человека по итогам его предыдущих визитов в Россию, другие актуальные вопросы международной повестки дня, включая ситуацию на Украине.

В рамках поездки в Крым запланированы встречи Комиссара с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе О.Е.Белавенцевым, и.о. Главы Республики Крым, Председателем Совета министров С.В.Аксеновым, Председателем Государственного совета Республики Крым В.А.Константиновым и Прокурором Республики Крым Н.В.Поклонской. Кроме того, Н.Муйжниекс встретится с представителями гражданского общества.

Со своей стороны Российская Федерация позитивно оценивает конструктивный и взаимоуважительный диалог с Комиссаром Совета Европы по правам человека. Надеемся, что по итогам визита Комиссара в нашу страну, в том числе его поездки в Крымский федеральный округ, Н.Муйжниекс получит полное представление об усилиях российского руководства в сфере соблюдения прав человека, включая выполнение имеющихся у нас международных обязательств, в том числе в рамках Совета Европы. Подчеркну, что все соответствующие обязательства в полном объеме распространяются и на Крым.


О развитии ситуации в Сирии

Обстановка в Сирии остается напряженной. В последние дни правительственные силы продолжали широкомасштабную боевую операцию против боевиков незаконных вооруженных формирований в Восточной Гуте. Столкновения между сирийской армией и вооруженными группировками происходили в провинциях Дераа и Кунейтра, а также в районе старого города Алеппо. По имеющейся информации, в результате применения боевиками практики подрыва подземных тоннелей ряду зданий, имеющих историческое значение, нанесен серьезный урон. Сирийские ВВС наносили ракетно- бомбовые удары по позициям боевиков за рекой Ефрат в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор.

По-прежнему множатся жертвы среди мирного населения по причине развязанной террористами минно-фугасной войны. В провинции Сувейда 6 человек погибли и 9 получили ранения после подрыва пассажирского автобуса. В Дамаске минометным обстрелам подверглись районы Шугур, Берзе, Мидан и пригород Джарамана.

На фоне непрекращающихся вылазок террористических групп важным представляется то, что приоритетной задачей сформированного 28 августа с.г. нового Правительства Сирии названо расширение практики «локальных замирений». Переговоры на этот счет начались в г.Дарайя, который долгое время остается ареной жестокого противостояния. Успешно реализуется перемирие в г.Тель.

Представляются важными публичные заявления сирийских официальных лиц, в частности заместителя Председателя Правительства, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов САР В.Муаллема в поддержку единогласно принятой резолюции 2170 Совета Безопасности ООН по борьбе с террористическими вызовами в Сирии и Ираке. Сирийское руководство готово координировать с международным сообществом шаги по искоренению в ближневосточном регионе «халифата», созданного террористами из группировки «Исламское государство» (ИГ). На подконтрольных им территориях регулярно происходят массовые казни, осуществляется торговля людьми, нередки случаи насильственного присвоения имущества. Идет процесс ликвидации современной системы образования, заменяемой псевдорелигиозными дисциплинами. Данные факты нашли свое подробное освещение в очередном докладе «Хьюман райтс уотч».

Очевидно, что боевики ИГ, находящиеся в Сирии, ничем не отличаются от своих «братьев по оружию» в Ираке. По сути по обе стороны сирийско-иракской границы действует хорошо организованная, мотивированная и жестокая террористическая группировка. Необходимо, чтобы борьба с этим злом осуществлялась в строгом соответствии с общепринятой международно-правовой базой, резолюциями ООН по проблематике контртеррора, но, безусловно, при уважении суверенитета и территориальной целостности Сирии и Ирака.


О ситуации в ближневосточном урегулировании

В ближневосточном урегулировании сохраняется опасный тупик. Хотя достигнутые в конце августа с.г. в Каире договоренности между палестинскими и израильскими представителями о прекращении огня в Газе, безусловно, являются шагом в правильном направлении, закрепить эти понимания на долгосрочную перспективу еще только предстоит. Для выхода на комплексное решение проблемы Газы необходимо добиться таких соглашений, которые позволили бы обеспечить надежное соблюдение режима прекращения огня в секторе, а также привели бы к кардинальному облегчению участи сотен тысяч мирных жителей, проживающих там в условиях блокады и изоляции от внешнего мира.

Неотъемлемой частью преодоления кризиса в Газе является задача гуманитарного содействия населению сектора, пострадавшему в результате недавних боевых действий, и восстановления гражданской инфраструктуры. В этой связи поддерживаем усилия Египта и Норвегии по созыву в октябре с.г. в Каире международной донорской конференции по реконструкции Газы.

Надежной гарантией от силовых рецидивов в Газе могло бы стать возобновление в полном объеме прямых палестино-израильских переговоров по всем вопросам окончательного статуса палестинских территорий в соответствии с известной международно-правовой основой БВУ. Россия работает над этой задачей в контактах с палестинцами и израильтянами и со всеми другими заинтересованными сторонами. Исходим из необходимости более активного задействования в данных целях потенциала ближневосточного «квартета» международных посредников, спецпредставители которого провели на прошлой неделе телеконференцию. Выступаем за тесную координацию «четверки» с регионалами, в первую очередь с Лигой арабских государств.

Внимательно следим за ходом внутрипалестинского диалога, нацеленного на преодоление многолетнего раскола между палестинскими движениями. Убеждены, что реализация имеющихся межпалестинских договоренностей на основе политической платформы ООП и Арабской мирной инициативы послужило бы делу палестино-израильского урегулирования в целом.


К текущей ситуации в Афганистане

Внимательно следим за ситуацией, складывающейся вокруг подведения итогов президентских выборов. 4 сентября с.г. завершен пересчет голосов второго тура. В настоящее время Независимая избирательная комиссия (НИК) ИРА занята разбирательством жалоб, представленных соперничающими сторонами. Параллельно между кандидатами продолжаются переговоры о разделе властных полномочий в будущем правительстве национального единства.

Растет понимание того, что объявление результатов голосования без достижения политической договоренности между кандидатами может привести к серьезной дестабилизации обстановки.


О ситуации вокруг приднестровского урегулирования

В связи с появившимися на ряде молдавских Интернет-сайтов сообщениями, процитированными без надлежащей проверки рядом российских СМИ, об усилении военной активности в регионе хотелось бы подчеркнуть, что ситуация в Зоне безопасности приднестровского конфликта по-прежнему стабильна и контролируется структурами, управляющими совместной миротворческой операцией – Объединенной контрольной комиссией и Объединенным военным командованием. Дополнительным свидетельством этого является начало сводным отрядом МЧС России работ по демонтажу находящейся в Зоне безопасности промышленной канатной дороги через Днестр между городами Рыбница и Резина, решение о чем было принято в формате «5+2» в мае 2013 года.

В том, что касается переноса по инициативе Тирасполя сроков очередного раунда переговоров «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», следует отметить, что аргументация, приведенная приднестровцами, заслуживает пристального внимания. Очевидно, что возбуждение Кишиневом политически мотивированных уголовных дел в отношении официальных представителей Приднестровья не способствует созданию позитивного фона для переговорного процесса, равно как и подготовка молдавским парламентом закона, в соответствии с которым большинство населения левого берега Днестра уже не просто политически, а юридически попадает в категорию преступников – «сепаратистов».

Вместе с тем полагаем, что пауза в переговорном процессе не должна затягиваться – слишком больших усилий стоило его возобновление после шестилетнего перерыва. Надеемся, что сроки очередной встречи будут согласованы в обозримом будущем.

Исходим также из того, что важным инструментом в решении многих беспокоящих стороны вопросов по-прежнему остается Меморандум 1997 года, ресурс которого еще далеко не исчерпан.


О расследовании инцидента с российским вертолетом в Южном Судане

Министерство иностранных дел Российской Федерации внимательно следит за ходом расследования обстоятельств гибели российских граждан -членов экипажа потерпевшего катастрофу 26 августа с.г. в Южном Судане гражданского вертолета Ми-8 авиакомпании «ЮТэйр», работавшего по контракту с Миссией ООН в этой стране (МООНЮС). Согласно предварительной версии, вертолет был сбит огнем с земли в десяти километрах к югу от г.Бентиу.

5 сентября останки погибших российских летчиков – командира воздушного судна А.Н.Бердникова, бортмеханика Т.Н.Ишметова и бортпроводника А.В.Сазонтова – доставлены в Россию.

В тот же день в Южном Судане начала работу Национальная комиссия по расследованию, сформированная властями этой страны в связи с данным происшествием.

Рассчитываем, что в соответствии с требованием Совета Безопасности ООН о тщательном и «прозрачном» выяснении причин катастрофы, привлечении к правосудию всех виновных и принятии необходимых мер для предотвращения впредь подобных инцидентов южносуданская сторона в конструктивном взаимодействии с уполномоченными представителями Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), авиакомпании «ЮТэйр» и МООНЮС незамедлительно предпримет все надлежащие шаги по обеспечению полного, объективного и оперативного расследования обстоятельств трагической гибели граждан Российской Федерации.


О совместной статье Президента США Б.Обамы и Премьер-министра Великобритании Д.Кэмерона

В Москве обратили внимание на совместную статью Б.Обамы и Д.Кэмерона в британской газете «Таймс» (от 4 сентября). Не может не удивлять вольное обращение авторов с реальностью. Рассуждал о вызовах, с которыми сталкивается сегодня Североатлантический альянс, руководители США и Великобритании по существу ставят на одну доску Россию и террористов из «Исламского государства», орудующих на территории Ирака и Сирии и совершающих зверские расправы над мирным населением и гражданами западных государств.

Хотелось бы напомнить Вашингтону и Лондону, что удары по международной системе в период после окончания «холодной войны» наносила отнюдь не Россия, которая последовательно отстаивала и отстаивает принцип верховенства права в мировых делах, а США и их союзники, совершившие многочисленные противоправные акции силового вмешательства в Югославии, Ираке, Ливии и других странах. Во многом результатом их политики, направленной на навязывание своей воли народам, живущим за тысячи километров от их границ, является подъем волны экстремизма и терроризма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Подобные безответственные заявления, равно как и дестабилизация обстановки на европейском континенте через поддержку антиконституционного государственного переворота на Украине, не способствуют решению насущных задач по выстраиванию коллективных действий международного сообщества в интересах противостояния возрастающей террористической угрозе.


О высказываниях заместителя Генерального секретаря НАТО А.Вершбоу

Обратили внимание на следующее высказывание г-на А.Вершбоу: «Россия характеризуется не как «озабоченный сосед», но как государство, которое активно пытается подорвать территориальную целостность Украины».

Подобные заявления руководства альянса для нас не новость. Они идут в русле принятых на саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября с.г. документов, в которых просматривается попытка возложить на Россию «львиную» долю ответственности за происходящее на Украине и тем самым обосновать необходимость сплочения альянса на основе жесткой дисциплины в духе «холодной войны», а также взятую линию на продвижение инфраструктуры НАТО «на Восток» и наращивание военного присутствия блока вблизи российских границ.

Характерно, что всплеск антироссийской риторики наблюдается при каждом проявлении проблеска надежды на перевод ситуации на Украине из силового противостояния в плоскость политического урегулирования. В этом контексте вызывают удивление анонсированные планы проведения совместных с Киевом учений стран-членов НАТО на территории Украины до конца 2014 года. Такие действия действительно чреваты нагнетанием напряженности и способны поставить под угрозу срыва наметившийся прогресс в мирном процессе в этой стране. Кроме того учения будут расценены определенными силами на Украине как поощрение исключительно силовых методов решения конфликта, неизбежно приведут к нагнетанию напряженности.

Еще одно заявление г-на А.Вершбоу: «НАТО не видит возможности возобновления практического сотрудничества с Россией, пока Москва не начнет выполнять свои международные обязательства».

Обращаю внимание, что Россия строго соблюдает нормы международного права и свои обязательства перед партнерами. Подход, при котором в принципе сотрудничество ставится в зависимость от односторонней трактовки выполнения обязательств по международному праву, является неприемлемым.

Мы не отказываемся от взаимодействия и готовы к работе в любых форматах, которые позволят вносить реальный вклад в реагирование на угрозы и вызовы современности, такие как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наркоторговля, пиратство, природные и техногенные катастрофы. Но только пи условии, что при этом будут учитываться российские национальные интересы.


О ситуации вокруг распространения лихорадки Эбола

Эпидемиологическая ситуация в ряде стран Западной Африки в связи с продолжающейся вспышкой болезни, вызванной вирусом Эбола, остается сложной. По информации ВОЗ, общее число заболевших превысило 3000 человек, более половины из них – с летальным исходом. Наибольшее число инфицированных зафиксировано в Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинее. Локальные очаги лихорадки Эбола выявлены в Демократической Республике Конго, единичные случай - в Сенегале. Заражения вирусом Эбола российских граждан не отмечено.

Мировое сообщество в координации с ВОЗ и другими международными организациями принимает активные меры по содействию местным властям в пострадавших государствах в предотвращении распространения заболевания и преодолении его последствий. Основные усилия сконцентрированы на оказании медицинской помощи,

Несмотря на действия местных властей и многопрофильную помощь мирового сообщества, изменить ситуацию в лучшую сторону пока не удается. По прогнозам ВОЗ, для ликвидации вспышки эпидемии Эбола потребуется от 6 до 9 месяцев, а количество инфицированных к концу сентября может достигнуть 20 тыс. чел. Оценки российских специалистов указывают на то, что эффективному проведению противоэпидемиологических мероприятий препятствуют такие факторы, как низкий уровень организации и материально-технической обеспеченности здравоохранения в пострадавших странах, отсутствие эффективной изоляции и наблюдения за больными, культурные и национальные особенности, способствующие распространению вируса, неконтролируемые трансграничные миграционные процессы, усложняющие реализацию скоординированных мер.

Российская Федерация оказывает консультационное и техническое содействие органам здравоохранения африканских стран в борьбе с распространением лихорадки (при содействии ВОЗ властям Либерии и Гвинеи переданы российские медицинские модули). В начале августа в Гвинейскую Республику были командированы ведущие отечественные специалисты-эпидемиологи. Со второй половины августа в г.Конакри работает специализированная противоэпидемиологическая бригада Роспотребнадзора, оснащенная мобильным комплексом с современным эпидемиологическим оборудованием.

В усилиях мирового сообщества, помимо медицинского содействия, присутствует и компонент оказания продовольственной помощи пострадавшему населению, осуществляемой по линии Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН. В конце августа была запущена чрезвычайная операция, рассчитанная на 1 млн. человек, проживающих в районах распространения лихорадки Эбола. Ее цель – снизить масштаб вызванной нехваткой продовольствия и упадком сельского хозяйства миграции населения из зараженных территорий. Обращение в этой связи руководства ВПП ООН к ведущим международным донорам, среди которых и Россия, о финансовом содействии в реализации чрезвычайной операции Программы принято к сведению.

Россия традиционно поддерживает различные операции ВПП в Африке. Размер нашего взноса в фонд Программы на африканские государства (Кения и Сомали) в 2014 г. составит до 3 млн.долл.США.

Вопрос: Могли бы Вы прокомментировать заявление Президента США Б.Обамы, объявившего о возможности нанесения ударов по Сирии в связи с деятельностью «Исламского государства», а также высказавшего ряд претензий в отношении России?

Ответ: В своем выступлении Президент США Б.Обама изложил стратегию по искоренению угрозы «Исламского государства». Оценки и канва, изложенные Б.Обамой, не бесспорны. Хорошо, конечно, что США, долгое время закрывавшие глаза на бесчинства радикальных элементов в Сирии в расчете использовать их для свержения законного правительства в Дамаске, наконец, осознали масштабы бедствия, охватившего практически весь ближневосточный регион. Правда, пришло это признание только после того, как радикалы захватили немалую часть иракской территории, провозгласили создание «халифата» и зверски убили американских журналистов. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Хуже другое. Вашингтон по-прежнему не может отрешиться от собственных «двойных стандартов», пытаясь подменить подлинно коллективные действия в борьбе с международным терроризмом двусмысленными маневрами, в которых просматривается изрядная доля идеологии и конфронтационности. Помогая, с одной стороны, правительству Ирака противостоять исламистам, Б.Обама вновь запрашивает Конгресс США о выделении 500 млн. долл. на поддержку сирийской вооруженной оппозиции, мало чем отличающейся в своей массе от радикалов из «Исламского государства».

Более того, Президент США прямо заявил о возможности нанесения американскими вооруженными силами ударов по позициям «ИГ» на территории САР без согласия ее законного правительства. Подобный шаг в отсутствие соответствующего решения Совета Безопасности ООН стал бы актом агрессии, грубым нарушением норм международного права. Есть основание предполагать, что под ударом в этом случае могут оказаться и сирийские правительственные силы с вытекающими тяжелыми последствиями в плане дальнейшей эскалации напряженности.

Как минимум, вызывает вопросы вмонтированная в выступление Президента США очередная порция безосновательных претензий и обвинений в адрес России. Вновь подчеркиваем: мы всегда выступали и выступаем за бескомпромиссную борьбу с терроризмом, за объединение усилий всего мирового сообщества на этом пути. Призываем США строго придерживаться международного права, прекратить делить террористов на своих и чужих, хороших и плохих. Сегодня, в годовщину трагедии 11 сентября 2001 г., это особенно актуально.

Вопрос: Можете ли Вы прокомментировать появившуюся информацию о том, что постпреды стран ЕС согласовали пакет санкций, и завтра будет опубликован официальный документ?

Ответ: Посмотрим, действительно ли принято такое решение. Как мы уже говорили и комментировали, это абсолютно недружественная линия, противоречащая в том числе интересам ЕС. Уже на многих уровнях политическое руководство России давало понять, что будут приняты адекватные меры, и ответ будет вполне соизмерим с ущербом, который наносят санкционные меры экономикам наших государств.

Более подробно откомментируем это, когда увидим согласованное решение в «Официальном журнале ЕС».

Вопрос: Как российская сторона оценивает ход расследования крушения малайзийского «Боинга» на Украине?

Ответ: Наши оценки во многом разделяются участниками этого расследования, включая малайзийскую сторону. Как известно, вчера мы принимали в Москве Министра обороны Малайзии Х.Хуссейна. В МИД состоялась его беседа со статс-секретарем – заместителем Министра иностранных дел России Г.Б.Карасиным. Соображения, которые мы изложили малайзийскому министру, во многом совпали с его видением, которое он будет представлять в контактах с голландской стороной, ведущей это расследование.

Самым внимательным образом следим за развитием ситуации вокруг расследования трагической авиакатастрофы малайзийского «Боинга-777», которая не только повлекла многочисленные человеческие жертвы, но и была использована для целенаправленного нагнетания международной напряженности, оказания давления на государства, продавливания «секторальных» санкций против России.

В этих условиях тем более необходимо, чтобы международное расследование данной авиакатастрофы было всеобъемлющим, транспарентным, тщательным и независимым, организовывалось и проводилось в строгом соответствии с резолюцией 2166 СБ ООН и правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Учитывая широкий международный резонанс трагедии и ее последствия для системы международных отношений, считаем, что обеспечение такого расследования не только критически важно для установления истинных причин случившегося и привлечения виновных к ответственности. Оно затрагивает поддержание международного мира и безопасности. Выступаем за неукоснительное соблюдение решения Совета Безопасности ООН, согласно которому Совет будет держать «на контроле» развитие ситуации вокруг расследования авиакатастрофы.

Настоятельно призываем все стороны воздерживаться от поспешных, публичных и безосновательных заявлений обвинительного характера, которые не только подрывают устои международного общения, но и представляют собой вопиющие акты вмешательства в проведение независимого расследования.

Несколько слов о ходе и промежуточных результатах международного расследования в связи с публикацией технического доклада голландской стороной.

Отмечаем, что процесс вообще серьезно затягивается со стороны международной комиссии. Подчеркиваем важность регулярно указывать международным партнерам на необходимость проведения именно независимого расследования в полном соответствии с нормами международной гражданской авиации.

Представленный международной комиссией доклад не содержит убедительных сведений об обстоятельствах авиакатастрофы. Важнейшие экспертизы и исследования так и не были проведены (сбор и выкладка обломков самолета, поиск поражающих элементов, патологоанатомические экспертизы). Без этих данных невозможно делать какие-либо выводы о причинах произошедшего. Помимо этого, не получены ответы на поставленные ранее Минобороны России и Росавиацией вопросы.

Затягивание расследование авиакатастрофы привело к тому, что многие экспертизы провести уже не представляется возможным – обломки находились в зоне боевых действий и, несомненно, могли быть повреждены в результате многочисленных обстрелов этой территории; проблематичным выглядит и проведение патологоанатомических экспертиз.

Создается впечатление, что международная комиссия под давлением определенных западных сил намеренно затягивает расследование и не выполняет, по сути, свою работу, очевидную любому авиационному специалисту. В итоге причины трагедии могут не быть точно установлены и вообще не обнародованы.

Мы настаиваем на максимально транспарентном расследовании, выполнении всех требований норм ИКАО в целях максимально точного установления причин произошедшей трагедии.

Обратили внимание, что в тексте опубликованного доклада нет ни одной ссылки на резолюцию 2166 Совета Безопасности ООН, которая предусматривает механизм докладов Генерального секретаря ООН о развитии ситуации в контексте ведущегося разбирательства.

Не ставим под сомнение суверенное право «государства события» – Украины – определять схему организации расследования авиакатастрофы, произошедшей в его воздушном пространстве. Вместе с тем, учитывая, что инцидент вызвал широкий общественный резонанс во всем мире, убеждены, что такая схема должна обеспечивать подлинно международный характер расследования и достаточную «прозрачность» в вопросах его организации (разумеется, без ущерба для конфиденциальности самого процесса расследования). При этом важно, чтобы специалисты из различных государств, входящие в группу международных экспертов, действовали в тесном контакте, как единая команда, без вмешательства извне, а также имели равный и справедливый доступ ко всем материалам расследования.

Складывается впечатление, что выбранная схема организации уголовного расследования (основанная на двусторонних соглашениях Украины с отдельными государствами) не в полной мере отвечает обозначенным выше критериям.

Беспокоит некоторая «отстраненность», с которой в отчете комментируется отсутствие доступа к месту авиакатастрофы и обломкам воздушного судна. Между тем, это – одна из приоритетных задач. По мнению авиационных экспертов, именно изучение места события и обломков авиалайнера могут иметь важное – если не ключевое – значение для установления причин гибели малайзийского воздушного судна.

Вопрос: Приглашена ли Россия на конференцию по Ираку, созываемую по инициативе Президента Франции Ф.Олланда? Это мероприятие напоминает конференцию «друзей Сирии». Каково отношение России к данному мероприятию?

Ответ: Россия получила приглашение. Уровень нашего участия в конференции во Франции 15 сентября с.г. сейчас уточняется.

Хотел бы обратить внимание, что позавчера, отвечая на вопрос Вашего телеканала («Аль-Маядин»), Министр иностранных дел России С.В.Лавров широко представил нашу аргументацию. Эта стенограмма в полном объеме опубликована на официальном сайте МИД России.

Речь об актуальнейшей теме. Надеюсь, что предстоящее во Франции мероприятие снивелирует риторику.

Россия всегда выступала в качестве активного участника антитеррористической коалиции. По антитеррору мы активно действовали с американскими партнерами не только в рамках ООН, но и в других международных форматах – «восьмерке» и ряде других. В этом вопросе не может быть «собственных планов» и «отдельных коалиций». Это задача всего международного сообщества. Все его активные и неактивные участники должны обязательно вносить вклад в это общее дело, действовать командно, коллективно решать трудные задачи по борьбе с распространением этой, пожалуй, самой серьезной угрозы XXI века.

По поводу сходства с «группой друзей Сирии» скажу, что нужно создавать широкую группу друзей по борьбе с международным терроризмом. В этом, наверное, суть задумки французской инициативы в рамках подготовки к международной конференции.

Будем следить за развитием событий. Готовы коллективно участвовать в различных форматах. Не принимаем формулу, когда подобные коалиции создаются под какие-то собственные интересы, с собственным видением круга их участников.

Вопрос: Когда планируется следующая встреча в рамках минской Контактной группы? Какова будет ее повестка дня: только меры по прекращению огня или какие-то более глобальные темы, включая децентрализацию власти?

Есть информация, что США планируют новые беспрецедентно жесткие санкции, которые запретят американским компаниям инвестировать в нефтяные проекты в Арктике и в других регионах. Как Вы это прокомментируете?

Ответ: Что касается второго вопроса, на него ответ прост: пока ничего нет, нечего и комментировать. Пока все это разговоры.

Вам известно наше отношение к санкциям. Оно не просто негативное, а резко отрицательное. Подобные рестрикции нелегитимны по своей международно-правовой природе, ведь санкционный режим может вводиться только решениями Совета Безопасности ООН. Национальные санкции не имеют такой международно-правовой основы. С другой стороны, они наносят колоссальный ущерб экономическим возможностям государств, в том числе и применительно к названному Вами региону.

Конечно, мы будем реагировать на эти недружественные шаги, но объем и характер этой реакции будет зависеть от глубины решений, которые планируют принять американские власти. Очень рассчитываем на то, что трезвый расчет и экономическая составляющая будут превалировать над т.н. «политической целесообразностью» наказать Россию по различным сюжетам.

Хотя объем наших торговых взаимоотношений с США не так велик, американский бизнес, как и европейский, выступает в целом против подобных мер. Может быть, это еще не приняло массовый характер, но, по крайней мере, в Европе очень заметны ростки понимания того, что санкции контрпродукитивны. Мы рассчитываем, что бизнес все-таки надавит на недальновидных политиков, которые играют в эти санкционные «игры». Затягивание с согласованием санкций, которое происходило все эти дни в рамках Европейского союза – отражение реальных настроений в деловом сообществе Европы, которое, в случае введения санкционных мер, понесет еще большие чем раньше экономические и финансовые потери.

Что касается встречи Контактной группы, то пока точной даты нет. Мы ожидаем, что в самое ближайшее время КГ проведет очередное заседание. Кстати, достаточно часто проводятся видеоконференции в этом формате. Есть необходимость обсуждать и договариваться по конкретным направлениям и пунктам минских договоренностей от 5 сентября. Это касается выборов и очень важного элемента, который там зафиксирован, –продолжения общенационального инклюзивного диалога и решения целого ряда других вопросов, которые должны получить форму отдельных документов. Полагаю, что именно такое понимание прочитывается из текста Протокола от 5 сентября. Работа только начинается, и мы, конечно, весьма заинтересованы, чтобы такие договоренности на бумаге достигались и реализовывались в полной мере. Мы будем этому всячески содействовать.

Вопрос: Вчера генеральный секретарь «Международной амнистии» С.Шэтти представил доклад, в котором объявил конфликт на Юго-Востоке Украины международным и назвал Российскую Федерацию стороной этого конфликта. Как Вы прокомментируете это заявление?

Ответ: Я пока не изучал подробно этот доклад и не видел этой фразы. Если это так, то это глубокое заблуждение. Мы неоднократно подчеркивали, и это уже зафиксировано на бумаге, в том числе в Минском протоколе от 5 сентября, – конфликтующие стороны обозначены в нем совершенно определенно. Между ними должен вестись переговорный процесс, а Россия и ОБСЕ – это содействующие стороны, которые, используя свои возможности и влияние на участников конфликта, будут всячески помогать продвижению переговоров по направлениям, которые удалось согласовать в Минске.

Я бы обратил внимание не другой аспект этого доклада. Пожалуй, впервые громко и откровенно международная правозащитная организация утверждает две принципиальные вещи: батальон «Айдар» является карательным, киевские власти несут ответственность за его деятельность и должны немедленно ее прекратить. На наш взгляд, это очень важная констатация, которую С.Шэтти публично озвучил киевскому руководству и предложил мировому сообществу оценить это. Кстати, мы об этом говорили. Это касается не только батальона «Айдар». Очень много других территориальных группировок, которые спонсируются олигархами и на которые центральная киевская власть не имеет особого влияния. Мы очень рассчитываем, что с учетом нынешнего перемирия, которое, к счастью, в целом, соблюдается, этим структурам не будет позволено нарушать принципиальные договоренности, открывшие всему украинскому населению дорогу к миру.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, участившиеся случаи гибели российских военнослужащих на территории Украины, в частности, десантников, о которых заявляли российские правозащитники и сообщалось в сюжете на одном из федеральных телеканалов. На каком основании, в частности, на базе каких международных норм российская армия воюет на территории Украины?

Ответ: Прямо и честно скажу – российских военнослужащих на территории Украины не было и нет, российская армия там не воюет. Есть добровольцы, которые не могут остаться в стороне от событий, происходящих в Донецкой и Луганской областях. Почему-то мало кто комментирует присутствие, скажем, огромного количества наемников из различных стран и не задается вопросом, на основе каких международно-правовых норм наемники воюют в частях регулярной армии Украины.

Присутствие добровольцев – это порыв, выстраданное веками дружбы наших народов желание помочь своим братьям, оказавшимся в беде.

Вопрос: Ведутся ли на сегодняшний день какие-либо переговоры с Украиной на официальном уровне в рамках минских договоренностей по поводу освобождения двух украинских граждан – О.Сенцова и Н.Савченко?

Ответ: Честно говоря, не вижу увязки с Минским протоколом, так как там речь идет о военнопленных, захваченных сторонами во время боевых действий.

У меня нет точной информации. Понимаю, что этот вопрос по ряду причинам Вас очень серьезно интересует. Не буду говорить, что наверняка уточню, но поинтересуюсь, в каком состоянии сейчас рассмотрение этих дел.

Кстати, ими интересовался и Генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд, который находился в России. Мы открыто сказали, что в связи с совершением целого ряда действий им предъявлены серьезные обвинения, которые будут рассматриваться в соответствии с нормами нашего законодательства в процессуальном порядке. Конечно, есть и гуманитарный аспект этой проблемы. Уточню детали и постараюсь сказать более определенно.

Вопрос: Занимается ли МИД России случаем жительницы Ростовской области М.Дапирко, находящейся сейчас во вьетнамской тюрьме по обвинению в перевозке наркотиков?

Ответ: Не далее как вчера для вашего телеканала (РЕН-TV) я записал подробный видеокомментарий, который уже прошел у вас в программах.

Действительно, гражданка России (М.А.Допирка) была задержана в аэропорту Хошимина за провоз наркотических средств, что считается очень тяжким преступлением во Вьетнаме. Сейчас она находится в СИЗО г.Хошимина. Рассчитываем, что завтра (12 сентября) с ней побеседуют консульские сотрудники Посольства России во Вьетнаме. Об этом есть договоренность с официальными властями. Будем обеспечивать ее права как российской гражданки, вести тщательный разговор с вьетнамскими коллегами на предмет перспектив расследования этого дела.

Посольство и Консульский департамент МИД России установили прямую связь с родственниками россиянки. Ведется подбор адвоката, также есть возможность найти его по желанию родственников.

Все, что касается объема консульского содействия, что предусмотрено нашими обязанностями как страны, гражданство которой имеет задержанная, мы используем в полную силу. Будем дальше отслеживать этот неприятный инцидент.

Просил бы не доверяться недобросовестным, некачественным, а иногда даже провокационным попыткам в Интернете посеять панику. В своем комментарии, учитывая, что программу вашего телеканала, наверняка, смотрели родственники задержанной, просил обратить внимание на то, что случай тяжелый и неприятный, но мы будем делать все возможное для разрешения этого инцидента.

Вопрос: Сегодня Саудовская Аравия дала согласие разместить на своей территории лагеря по подготовке сирийской оппозиции к борьбе с нынешней властью в Сирии. Не считаете ли Вы такой шаг отказом от любых мирных договоренностей по выходу из сирийского кризиса? Не опасается ли Москва, что резолюция СБ ООН по борьбе с терроризмом будет использована для свержения сирийского режима?

Ответ: У меня нет информации насчет действий Саудовской Аравии, но доверяю Вашим источникам.

Даже Президент США Б.Обама в своей вчерашней речи подтвердил важность поиска путей политического урегулирования сирийского конфликта, хотя, возможно, эта фраза больше антуражная в том контексте, в котором она была произнесена. Тем не менее, возможности для политического урегулирования далеко не исчерпаны. Очень рассчитываем, что, несмотря на тяжесть ситуации в Сирии, все же будут продолжены поиски путей разрешения конфликта дипломатическими, политическими средствами, потому что военного решения этот конфликт (равно как и любой вооруженный конфликт) не имеет.

Ссылка на резолюцию вряд ли корректна, поскольку, как я уже сказал, она в целом была одобрена и Правительством Сирии, но при понимании, что САР будет участвовать на коллективных началах в широких мероприятиях международного сообщества по борьбе с терроризмом. Правительство Сирии это, собственно, уже делало и делает. Единственное и легитимное условие Дамаска заключается в том, чтобы любые действия против «Исламского государства» на территории САР принимались с согласия властей САР и в соответствии с нормами международного права, прежде всего, касающимися суверенитета территориальной целостности государства. Без этого любые попытки наносить удары будут расцениваться не иначе, как прямой акт агрессии.

Вопрос: Рассматривает ли Россия ДНР и ЛНР как часть Украины или в качестве отдельных субъектов, пытающихся обрести независимость? Как будет выстраиваться политика нашей страны в отношении этих территорий в дальнейшем?

Ответ: Возвращаю Вас к формулировкам минского протокола, где эти части Украины обозначены как стороны конфликта, что уже является важной констатацей. Что касается их статусного определения, в том числе и на будущее, – это предмет переговоров между Киевом и Донбассом, что также записано в Протоколе. Мы считаем, что только украинцы должны сами определить статус своих территорий. Обращаю внимание, что в этом Протоколе есть специальная запись об обязательстве Киева принять закон о временных выборах в этих регионах, что, по сути, означает особый статус на переходный период, пока не будут достигнуты широкие договоренности о территориальной принадлежности этих областей. Но это, повторно, предмет конкретных переговоров между Киевом и Донбассом.

Мы примем любой выбор украинцев. Нам очень важно, чтобы эта дружественная нам страна оставалась такой же близкой, братской, без войны и с возможностями, которые откроют наши экономические и родственные связи, чтобы люди перемещались без проблем. Самое главное, чтобы не было искусственно привнесенной вражды, которая сейчас культивируется во многих частях Украины ко всему русскому, Русскому миру, России. В истории наших взаимоотношений подобного рода психология никогда не была приемлемой, очень рассчитываю, что не будет она приемлемой и впредь.