МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Интервью официального представителя МИД России А.К.Лукашевича информагентству «Россия сегодня» в связи с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ

2761 -02-12-2014


Вопрос: 4-5 декабря Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в очередном, 21-м заседании СМИД ОБСЕ в Базеле. Каково значение предстоящего форума?

Ответ: В иерархии руководящих органов ОБСЕ Совет министров иностранных дел (СМИД) занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся. Он рассматривает ход выполнения решений, принятых на саммитах, и определяет задачи на среднесрочную перспективу. СМИД также служит важной площадкой для политического диалога государств-участников. Решения, принимаемые в ОБСЕ, не имеют юридической силы и носят характер политических обязательств.

Напомню, что заседания СМИД, как правило, проходят в стране, председательствующей в ОБСЕ в текущем году. Сейчас эти функции выполняет Швейцария, в 2015 г. председательство перейдёт к Сербии.

«На полях» СМИД в Базеле С.В.Лавров проведет ряд двусторонних встреч с руководством ОБСЕ и министрами иностранных дел государств-участников.

Вопрос: В чем смысл российских подходов к деятельности ОБСЕ на современном этапе?

Ответ: Россия выступает за укрепление роли и авторитета ОБСЕ, повышение ее востребованности в международных делах. Российские приоритеты в Организации определяются задачей построения «сообщества безопасности», поставленной саммитом в Астане в 2010 году. Рассматриваем ОБСЕ в качестве важного механизма строительства равной и неделимой системы общеевропейской безопасности без разделительных линий. Исходим из необходимости фокусирования ее деятельности на действительно актуальных проблемах, прежде всего, связанных с противодействием транснациональным угрозам.

Принцип неделимости безопасности требует практической реализации. Обязательство не укреплять свою безопасность за счет безопасности других закреплено в Хартии европейской безопасности, принятой на саммите в Стамбуле в 1999 году, подтверждено в Декларации саммита в Астане в 2010 году. Это ключевая задача в рамках процесса «Хельсинки плюс 40», инициированного в 2012 году ирландским председательством. Россия поддержит возможное включение в программу ОБСЕ на 2015 год юбилейного мероприятия по случаю 40-летия Хельсинкского Заключительного акта, которое было бы посвящено реализации процесса «Хельсинки плюс 40», а также работе на перспективу, поскольку повестка дня этого процесса явно выходит за рамки предстоящего в 2015 году юбилея. Мы с интересом восприняли инициативу действующего швейцарского председательства об учреждении «Группы мудрецов» для поиска путей преодоления кризиса европейской безопасности. Будем готовы направить в её состав российского представителя.

В плане реформирования ОБСЕ мы выступаем за разработку Устава Организации, обеспечение прозрачности и подотчётности работы исполнительных структур, актуализацию мандата Представителя ОБСЕ по свободе СМИ, выправление географических и тематических перекосов в деятельности Организации, оптимизацию участия НПО в мероприятиях ОБСЕ, упорядочение системы внебюджетного финансирования проектной деятельности. Особое значение имеет наведение порядка в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ. Предлагаем провести в 2015 году семинар по сравнительному анализу методологий СНГ, БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ в сферах организации выборов и их мониторинга, включая оценку проведения избирательных кампаний.

К сожалению, кризис на Украине существенно повлиял на диалог по военно-политическим вопросам и работу Форума по сотрудничеству в области безопасности. Отказ Запада от военного сотрудничества с Россией под предлогом различий в подходах к событиям на Украине ограничивает перспективы развития мер предсказуемости и транспарентности в военной сфере. На наш взгляд, западные партнёры не готовы вести дело к разработке новой договорённости в сфере контроля над обычными вооружениями в Европе, отражающей современные реалии.

Вопрос: Какую роль могла бы сыграть ОБСЕ в международных усилиях по урегулированию ситуации на Украине? Какое место в этих усилиях отводится наблюдателям ОБСЕ?

Ответ: Украинский кризис подчеркнул востребованность ОБСЕ. Поддерживаем усилия Организации и швейцарского председательства по содействию урегулированию внутреннего кризиса на Украине. Исходим из понимания, что жизнеспособное урегулирование возможно только в прямом диалоге сторон конфликта – Киева, ДНР и ЛНР – на основе учета законных требований граждан Украины на участие в управлении собственной страной и использование родного языка. Задача ОБСЕ – всемерно способствовать такому диалогу.

Поддерживаем формат Контактной группы по Украине, выступающей в качестве уникальной площадки прямого диалога Киева, Донецка и Луганска при посредничестве ОБСЕ и России. Необходимо добиться неукоснительного выполнения всех обязательств по Минскому протоколу от 5 сентября с.г. и меморандуму от 19 сентября с.г.

Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ на Украине призвана решать следующие ключевые задачи: соблюдение режима прекращения огня, содействие обмену пленными, помощь в расследовании нарушений гуманитарного права и прав человека, включая обнаруженные массовые захоронения, а также случаи применения запрещенных видов оружия. Нельзя забывать и задачу СММ по содействию национальному диалогу на Украине. В принципиальном плане выступаем за наращивание возможностей миссии, намерены продолжать поддерживать ее кадрами, техническими средствами и финансовыми ресурсами. В настоящее время в составе СММ 21 представитель России. Применение беспилотных летательных аппаратов для нужд СММ считаем возможным только после согласования директивными органами ОБСЕ всех модальностей их применения, которые должны соответствовать мандату миссии.

Россия согласилась с продлением срока работы наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе в пунктах пропуска «Донецк» и «Гуково» на один месяц - до 23 декабря - с увеличением численности наблюдателей до 22 человек. Мы не видим необходимости в распространении мандата наблюдателей на весь донецко-луганский участок границы, поскольку это не соответствует Берлинской декларации от 2 июля с.г., во исполнение которой принималось решение ОБСЕ о наблюдении на границе.

Вопрос: Какие еще направления деятельности ОБСЕ Вы считаете актуальными и востребованными в современной международной обстановке?

Ответ: Одна из важнейших задач Организации - борьба с транснациональными угрозами. Необходимо реализовывать на практике принятые в 2012 году стратегические документы ОБСЕ по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. В этом контексте рассматриваем усилия по содействию Афганистану. «Нишу» ОБСЕ видим в подготовке кадров для силовых структур ИРА и стран Центральной Азии, реализации проектов по укреплению границ, борьбе с наркоторговлей, терроризмом и оргпреступностью в координации с ОДКБ и ШОС. Выступаем за продолжение практики организации ежегодных антитеррористических и антинаркотических конференций ОБСЕ. Считаем, что Организация должна обратить более пристальное внимание на вызовы региона Южного Средиземноморья, которые не менее опасны для Европы, чем угрозы, исходящие с территории Афганистана.

Считаем недопустимым рост в ряде стран ОБСЕ неонацизма, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии. Противодействуем попыткам ревизии итогов Второй мировой войны и решений Нюрнбергского трибунала. В странах ОБСЕ не должно быть места поощрению неонацистских и националистических движений, маршам ветеранов «Ваффен СС», фактам осквернения памятников.

ОБСЕ следует предпринять серьезные шаги для обеспечения прав нацменьшинств и решения проблемы безгражданства. Призываем Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств А.Торс (Финляндия) не оставлять без внимания положение русскоязычного населения в государствах Балтии, вести работу с правительствами этих стран с целью выполнения рекомендаций ОБСЕ и Совета Европы. Унизителен сохранившийся в современной Европе феномен безгражданства в Латвии и Эстонии.

Организация должна заниматься укреплением традиционных ценностей. Неприемлемы неолиберальные попытки расширительных трактовок прав человека, наделения особыми правами отдельных категорий граждан - ЛГБТ, правозащитников, журналистов, блогеров. Эти подходы противоречат Всеобщей декларации прав человека.

Россия внесла на рассмотрение министерской встречи в Базеле проекты решений по актуальным вопросам, касающимся недопустимости антиконституционных государственных переворотов, борьбы с проявлениями неонацизма и феноменом безгражданства. Обсуждение этих острых проблем на общеевропейском уровне в нынешних условиях как никогда актуально. Рассчитываем, что они получат поддержку на СМИД.

Считаем, что одним из долгосрочных направлений работы второй «корзины» ОБСЕ должна стать тема «интеграции интеграций» - проблематика формирования общего экономического пространства от Ванкувера до Владивостока, обсуждение вопросов сопряжения интеграционных процессов, происходящих на Западе и Востоке пространства ОБСЕ. Это, прежде всего, относится к задаче гармонизации и взаимодополняемости деятельности в рамках ЕС и ЕАЭС.

С удовлетворением отмечаем, что в последние годы возрастает востребованность экономико-экологического измерения в деятельности ОБСЕ. Поддерживаем продвижение объединительной темы регионального и трансграничного сотрудничества в сфере противодействия природным катастрофам. Разделяем важность подключения ОБСЕ к борьбе с коррупцией. Вместе с тем выступаем против создания под эгидой Организации каких-либо новых механизмов мониторинга выполнения обязательств по противодействию коррупции.

Вопрос: Каким аспектам деятельности ОБСЕ в гуманитарной сфере следует уделить более пристальное внимание?

Ответ: Полагаем, что из поля зрения ОБСЕ незаслуженно выпала тема защиты прав детей. Мы будем и в дальнейшем поднимать проблемы, связанные с обеспечением их прав, в том числе в смешанных браках. Не можем мириться с возмутительными случаями изъятия детей из семей российских граждан в некоторых скандинавских странах, с неподобающим обращением в США с усыновленными детьми из России. Считаем, что ОБСЕ должна плотнее заняться вопросами защиты прав ребенка и усилить обязательства в этой сфере.

Необходимо уделять больше внимания комплексу проблем, связанных с реализацией права на частную жизнь, в т.ч. вопросам невмешательства в эту сферу посредством Интернета и со стороны СМИ. В 2012 году мы выдвигали соответствующий проект решения СМИД в Дублине, по которому, к сожалению, не удалось выйти на консенсус.

Считаем важным продолжить проработку и координацию действий по выполнению государствами-участниками комплекса обязательств по свободе передвижения и либерализации визовых режимов.

Следует включить в программу работы ОБСЕ мероприятие по тематике защиты христиан. Аналогичные встречи по вопросам исламофобии и антисемитизма проводились в 2014 году.

В условиях мирового финансового кризиса призываем уделять более пристальное внимание социально-экономическим аспектам прав человека. Практику обсуждения этой темы, начатую швейцарским председательством в 2014 году, нужно закреплять в повестке дня ОБСЕ.

Вопрос: Какие документы планируется принять на СМИД?

Ответ: Среди документов Совета министров приоритетными считаем декларации о процессе «Хельсинки плюс 40» и о 70-летии окончания Второй мировой войны. Их принятие будет важным сигналом готовности всех государств-участников, не забывая тяжёлые уроки прошлого, вместе работать над будущим европейской безопасности.

Россия открыта для конструктивной работы над документами СМИД ОБСЕ в Базеле по всем измерениям деятельности Организации. Призываем всех участников следовать этой линии. При работе над документами исходили и будем исходить из требований внутреннего законодательства, международно-правовых обязательств и национальных интересов России.


2 декабря 2014 года