МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Комментарий МИД России в связи с годовщиной начала агрессии НАТО против Югославии в 1999 году

522-24-03-2015

24 марта 1999 года Организация Североатлантического договора, начав варварские бомбардировки, развязала войну против суверенного государства – Союзной Республики Югославии (СРЮ). Этим актом агрессии были грубо попраны Устав ООН, положения Хельсинкского Заключительного акта, общепризнанные нормы международного права и резолюции Совета Безопасности ООН по косовскому урегулированию.

Бомбежки Югославии, продолжавшиеся 78 дней, стали демонстрацией односторонней силовой политики НАТО и присущего альянсу пренебрежения к основополагающему принципу урегулирования споров мирным путем, принесли боль и страдание народу страны.

По самым скромным подсчетам, силы НАТО выпустили по СРЮ в общей сложности 2300 ракет, сбросили 14 тысяч бомб (в том числе кассетных и с обедненным ураном). В результате воздушных атак погибло около 2 тысяч мирных граждан, включая детей, многие тысячи получили ранения. Эти жертвы натовцы цинично именовали «побочным ущербом». В период после военной операции, опасаясь расправы, свои дома на территории Косово покинули более 200 тысяч сербов.

Бомбардировками были разрушены или существенно повреждены сотни экономических и инфраструктурных объектов, медицинских и образовательных учреждений, исторических и архитектурных памятников, а также десятки тысяч единиц жилья. Общий экономический ущерб, нанесенный Югославии, составил, по разным оценкам, от 30 до 100 млрд. долларов США. Весьма серьезными оказались экологические последствия.

Основным мотивом своих действий натовцы называли стремление защитить косовских албанцев от «притеснений» со стороны сербских властей и предотвратить «гуманитарную катастрофу». В действительности целью операции был подрыв политического и экономического потенциала Югославии, проводившей самостоятельную линию в регионе, и последующее раздробление страны. Воздушные удары планировались вне зависимости от результатов международных переговоров по косовской проблеме. Характерно, что основной поток беженцев из Косово хлынул именно после начала бомбардировок.

Предупреждения России, высказанные на созванном по ее инициативе экстренном заседании Совета Безопасности ООН 25 марта 1999 года, о том, что нелегитимное использование силы странами НАТО не только дестабилизирует балканский регион, но и подорвет современную систему международных отношений, не были услышаны.

За бомбардировками Югославии последовали военное вторжение США и их союзников по НАТО под откровенно надуманными предлогами и без санкции ООН в Ирак в 2003 году и циничное злоупотребление резолюциями 1970 и 1973 Совета Безопасности ООН в Ливии в 2011 году, когда альянс фактически поддержал одну из сторон конфликта.

Линия на бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других государств была реализована и на Украине, где под влиянием и при прямой поддержке США и ЕС в феврале 2014 года произошла антиконституционная смена власти, следствием чего стали трагические события гражданского противостояния на Юго-Востоке страны. К сожалению, многочисленные преступления против мирных жителей со стороны подконтрольных украинским властям вооруженных формирований, массовая гибель людей и гуманитарная катастрофа в Донецкой и Луганской областях совершенно не интересуют тех, кто в свое время «сокрушался» насчет соблюдения прав человека в Косово.

Государствам, участвовавшим в бомбардировках Югославии в 1999 году или поддержавшим их, пора осознать, что в нынешних условиях глобальной турбулентности крайне важно извлечь правильные уроки из прошлого, отказаться от практики применения «двойных стандартов», одностороннего и избирательного толкования норм международного права.

Призываем наших партнеров сделать правильный выбор между сиюминутной конъюнктурой политической выгоды и стратегическими интересами построения надежной системы европейской безопасности на основе принципа ее неделимости, равноправия и взаимного учета интересов. Сама логика мирового развития, общие для всего человечества вызовы и угрозы как никогда диктуют необходимость выработки исключительно коллективных решений в рамках международных форматов.


24 марта 2015 года